Слайд 2
Более 25 веков в европейской культуре формировались, изменялись
различные моральные принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование медицины.
Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этнические, социально-экономические - влияли на формирование этических моделей и в медицине. Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:
Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
Слайд 3
МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА
Первой формой врачебной этики были моральные принципы
врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), изложенные им
в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др.
Слайд 4
В древних культурах — вавилонской, египетской, иудейской, персидской,
индийской, греческой — способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности
и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе.
Слайд 5
Считается, что Гиппократ был сыном одного из жрецов
бога Асклепия — Гераклида, который дал ему первоначальное медицинское
образование. Становление светской медицины в Древней Греции связано с принципами демократии городов-государств, и освященные права врачующих жрецов неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед страждущими.
Слайд 6
Помимо этого этика Гиппократа, что хорошо иллюстрируется «Клятвой»,
была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей-одиночек, разных шарлатанов, которых
и в те времена было немало, и обеспечить доверие общества к врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.
Слайд 7
Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку,
изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой
профессиональной врачебной этики.
Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа».
Слайд 8
Речь шла:
об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками,
о
гарантиях непричинения вреда («Я направлю режим больных к их
выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от всякого вреда и несправедливости»), оказания помощи, проявления уважения,
Слайд 9
об отрицательном отношении к убийству и эвтаназии («Я
не дам никакому просимого у меня смертельного средства и
не покажу пути для подобного замысла»), абортам («Я не вручу никакой женщине абортивного пессария»),
об отказе от интимных связей с пациентами («В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами»,
Слайд 10
У врача с больными немало отношений: ведь они
отдают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое
время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным»), о врачебной тайне («Что бы при лечении — а также и без лечения я ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»).
Слайд 11
Основополагающим среди перечисленных принципов для модели Гиппократа является
принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо
врачебного сословия. Этот принцип формирует исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь.
Слайд 12
Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только
моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности, что было
связано с необходимостью формирования доверия обращающихся к врачебной касте в период перехода от жреческой медицины к светской..
Слайд 13
Жрецы, за всю историю развития религии, приобрели статус
приближенных к богам, считалось, что от них получали они
мудрость и наставления, знания и навыки. Врачи же, преодолевшие храмовость, должны были приобретать и обладать такими качествами, которые способствовали бы формированию облика всего врачебного профессионального сообщества того времени. Гиппократ определял эти качества, отталкиваясь от обобщенных ценностей Древней Греции.
Слайд 14
В книге «О благоприличном поведении» наиболее полно отражено
представление об идеале врача, сложившемся в недрах медицинских школ
в эпоху греческого «просвещения»: «Каковы они по внешнему виду, таковы и в действительности: врач-философ равен богу».
Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного.
Слайд 15
При контакте с больным предлагалась такая форма общения,
которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление: «Очевидным и
великим доказательством существования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лечение, не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волновались духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления».
Слайд 16
Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос
о вознаграждении врача за оказанную помощь и лечение. В
условиях жреческой медицины дары и подношения вручались не самому жрецу, а храму, в котором он служил.
Слайд 17
При переходе к светской медицине, когда гонораром обеспечивается
непосредственно врач, необходимы были соответствующие правила, не нарушающие общую
архитектонику врачебной этики: «Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности».