Слайд 2
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные
и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и
сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности.
Слайд 3
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая
часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование
общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.
Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он.
Слайд 4
Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в
более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание –
это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Слайд 5
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности
ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие
личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Слайд 6
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ:
1. Воспитывать интерес к музыке.
Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха,
которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формировать самостоятельность, применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Слайд 7
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ:
Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные
способы руководства процессом музыкального воспитания, направленного на формирование личности
и всестороннее музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста. Методы музыкального воспитания осуществляются в условиях непосредственного контакта педагога с детьми, его влияния и действенной помощи в процессе их активной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Слайд 8
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода
дошкольного детства и в связи с этим уровень общего
и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую общую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой.
Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.
Слайд 9
Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста,
должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:
быть высокоидейными, способствовать пробуждению
и развитию гуманных чувств;
быть художественными;
эмоционально насыщенными;
содержательными и занимательными по сюжету;
мелодичными;
простыми по форме и доступными по содержанию.
Слайд 10
Но не только разнообразный по тематике и художественный
по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей.
Этому способствуют и методы его преподнесения. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в музыкально-эстетическом воспитании. Однако восприятие музыкальных образов всегда связано с художественно-образным мышлением, конкретно-чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Слайд 11
Мысль, слово – это вторая ступень познания. Слово
педагога помогает ребенку понять идею и содержание музыкального произведения,
убеждает в верности его восприятия. Отсюда следующий метод – словесный, обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости.
Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.
Слайд 12
В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений,
ребенок осмысливает их. Он находится под влиянием художественного музыкального
образа, сила которого вызывает к нему соответствующее эстетическое отношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах. Выявляется третий - художественно-практический метод, имеющий в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности.
Слайд 13
При выборе методов и приемов руководства учитывается:
уровень общего
и художественного развития детей данной возрастной группы,
их индивидуальных
и возрастных особенностей (группы в целом и отдельного ребенка),
музыкальных способностей,
склонностей,
интересов,
возможности самостоятельных способов действий,
перспективы их дальнейшего художественного музыкального развития.
В процессе музыкально-художественного обучения детей целесообразное сочетание и использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педагогического процесса.
Слайд 14
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Осваивая любую
форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:
-
комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
- систематичность;
- постепенность;
- последовательность;
- повторность.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Слайд 15
Слушание музыки – одна из лучших форм работы
для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться
в разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Все это помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания.
Слайд 16
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая
исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах:
игра на музыкальных инструментах,
участие в оркестре,
сольное, ансамблевое и хоровое пение,
ритмические движения и танец.
Слайд 17
Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить
широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение. Хоровое
пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организованности, волевых усилий. Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеобразным видом дыхательной гимнастики.
Слайд 18
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной
форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты.
Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.
Слайд 19
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим
телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей,
учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Слайд 20
Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности, воображения,
фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в
музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей.
Слайд 21
Педагогическая задача: что нужно сделать, чтобы ребенок не
врал?