Слайд 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, способствующие формированию чувства уверенности в себе,
умения отстаивать собственное мнение, адекватно оценивать себя и свою
деятельность, оценивать поступки других с позиции доброжелательности. Все это является основой гражданского образования и правовой культуры дошкольников.
основа гражданского образования и правовой культуры дошкольников.
Слайд 3
Цель дидактических игр :
помогать ребенку в накоплении социального
опыта;
расширять область правовых знаний;
формировать чувство самоценности;
знакомить с изменениями
и противоречиями окружающего мира;
обучать способам решения конфликтов и споров в
позитивном русле.
Слайд 4
Игры, способствующие расширению области правовых знаний
«Я имею право...»
Цель.
•
Расширить область правовых знаний детей.
Материал.
Набор сюжетных картинок
к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Слайд 5
Ход игры
Дети поочередно выбирают те картинки, которые
соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею
право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
Слайд 6
Материал:
Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми
взаимоотношениями в системах:
взрослый - ребенок; ребенок - ребенок;
ребенок - окружающий мир.
Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
«Я не должен...»
Цель.
Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
Совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Слайд 7
Ход игры
Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые
изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком
и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
Слайд 8
Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи
«Скорая помощь»
Цель.
• Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную
службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал. Игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.
Ход игры
На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей».
Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».
Слайд 9
«Помогите! Милиция!»
Цель:
•Сформировать представление о том, в каких случаях
необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал.
Карточки с изображением
телефонного аппарата, на котором написан номер службы милиции 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.
Ход игры
Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции.
После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
Слайд 10
Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности
«Если
чужой стучится в дверь»
Игровой тренинг
Цель:
• Учить детей открывать дверь,
когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Слайд 11
Примерные ситуации:
почтальон принес срочную телеграмму;
слесарь пришел ремонтировать кран;
милиционер
пришел проверить сигнализацию;
медсестра принесла лекарство для бабушки;
мамина подруга пришла
в гости;
соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными у
частниками.
Слайд 12
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель.
• Научить детей
различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал.
Картинки с изображением
парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ГАИ.
Ход занятия
Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
Слайд 13
«Съедобный грибок положи в кузовок»
Цель:
• Закрепить
знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал.
Набор картинок
с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.
Ход игры
Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы». По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.
Слайд 14
Игры, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности
«Снежная
королева»
Цель:
• Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты
характера.
Ход игры
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Слайд 15
Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение:
когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки,
в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант.
Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
Слайд 16
«Угадай, кто это»
Цель.
• Учить мысленно воспроизводить образы своих
друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры
Воспитатель выбирает одного
ребенка - рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Станьте в круг.
Я твой друг И ты мой друг. Добрый, добрый друг!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.
Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.
Слайд 17
Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
«Колобок»
Цель:
•
Развивать коммуникативные навыки, воображение.
• Работать над выразительностью речи.
Ход игры
Дети
стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.
Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».
Слайд 18
«Поводырь»
Цель.
Развивать чувство ответственности за другого человека.
Воспитывать доверительное отношение
друг к другу.
Материал. Повязка на глаза - по
количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры
В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.
Слайд 19
«Головомяч»
Цель:
Развивать навыки сотрудничества.
Ход игры
Дети, разбившись на пары, ложатся
на живот напротив друг друга. Между их головами кладется
мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.
Слайд 20
«Приятные воспоминания»
Цель:
Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить
говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще
не высказался.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга.
После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.
Слайд 21
«Помоги себе сам»
Цель:
Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное
напряжение.
Ход игры
Воспитатель предлагает:
медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;
«занять делом»
ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;
«занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
«найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.