Слайд 2
Введение
1 Понятие морали……………………………………………………….........4
2. Сущность и структура морали………………………………......…...7
Заключение………………………………………………………………..…...12
Список используемых
источников
Слайд 3
ВВЕДЕНИЕ
Под моралью обычно понимают некую систему норм,
правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и
личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.
Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомненную пользу общему единству. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
В данном реферате будет раскрыта сущность морали, а также структура морали.
Слайд 4
1. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ
Мораль (от лат. mогеs
- характер, нрав, проявляющийся в общении) - форма общественного
сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения.
Слайд 5
В содержание морали
входят:
Моральные принципы - главный элемент в системе морали -
это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которой базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм альтруизм, эгоизм, толерантность.
Моральные нормы - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.
Моральные ценности - общественные уcтановки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий.
Слайд 6
2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ.
Мораль трактовалась
и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской
мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие человеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индивида своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общественной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д.
Слайд 7
2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ.
Итак, структура
морали состоит из следующих компонентов.
Моральная деятельность
- важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только поступок, точнее, только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинной ее моральности. Таким образом, только деятельность, только практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры. «Когда человек, - писал Гегель, - совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». И еще: «...Человек есть не что иное, как ряд его поступков».
Слайд 8
2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ.
Моральные (нравственные)
отношения - это те отношения, в которые вступают люди,
совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, права, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д. В целом установившаяся система моральных отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной социальной группы (служебного коллектива).
Слайд 9
2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ.
Нравственные отношения в служебном
коллективе подразделяются, в свою очередь, на три уровня:
•
субординированные - отношения между начальниками и подчиненными;
• между коллегами;
• с гражданами.
Слайд 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев структуру морального
сознания, последуют следующие умозаключения. Моральное сознание порождается потребностью в
регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений. Моральное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы жизнедеятельности человека - материальное и духовное производство, политика, взаимоотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения между людьми, - все это является объектом его отражения, придавая моральному сознанию характер везде сущности.