Слайд 2
Об обучающих играх известно давно. Многие выдающиеся педагоги
справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе
обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Слайд 3
Основы технологии игровых форм обучения
В.П. Беспалько в книге
«Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное
воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности
Слайд 4
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности
– трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.
Слайд 5
А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким,
непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь
и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра – сфера их социального творчества и самовыражения.
Слайд 6
Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому
ребенку о нем»
Слайд 7
Школа игры такова, что в ней ребенок
– и ученик, и учитель одновременно.
Слайд 8
Классификация игр.
I группа – предметные игры, как манипуляции
с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы –
дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
Слайд 9
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых
сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Слайд 10
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»
и т.д. Данные игры – важная составная часть учебной
и внеучебной работы познавательного характера.
Слайд 11
Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не
просто развлекательный прием, но и способ организации познавательного материала.
Слайд 12
Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых
условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями.
Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Слайд 13
III группа игр, которая используется как средство развития
познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами,
обычно и называемые дидактическими.
Слайд 14
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
Эти игры отражают профессиональную деятельность. В этих играх учащиеся
осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.
Слайд 15
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги,
воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем
сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности и тренированности.
Слайд 16
В работе по технологии игровых форм
обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
Работа с учебником.
Иллюстрации учебного
пособия.
Географические карты.
Учебные картины.
Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
Тексты художественных произведений.
Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
Слайд 17
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.
Выбор игры.
Первая цель –
удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена
установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Слайд 18
Предложение игры детям.
Разбивка на команды, группы,
распределение ролей в игре.
Слайд 19
Урок, проводимый в игровой форме, требует
определенных правил:
Предварительной
подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны
быть заранее распределены роли.
Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Обязательна констатация результата игры.
Компетентное жюри.
Обязательны игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.