Слайд 2
Пуа́нты
Пуа́нты (от фр. pointe — острие; иногда колки́
или каски́) — обувь, которая используется при исполнении женского
классического танца.
Слайд 3
Пуа́нты
Это слово имеет два близких друг другу значения.
1.
Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах -
обозначает танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты. Эта система балетного танца стала использоваться в самом начале 19 века, постепенно превращаясь в обязательный элемент классического балета. Танец на пуантах исключительно женский.
Слайд 4
Портрет, который висит в доме-музее Пушкина
2. Пуантами называются
специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на
кончики пальцев ног (на пуантах).
Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони в партии Флоры в балете «Зефир и Флора» в Ковент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижской Гранд-Опера в балете «Сильфида» в постановке Ф.Тальони.
Слайд 5
Пуа́нты
А самой первой русской балериной – исполнительницей на
пуантах называют Авдотью Истомину.
Слайд 6
Изготовление пуантов
Пуанты в наше время изготавливаются из атласа.
Жесткий носок получается за счет использования специального крахмального клея,
которым пропитывают все внутренние слои носка. После сушки (24 часа) пуантов носок становится твердым.
Слайд 7
Конструкция пуантов
Конструкция пуантов способствует достижению устойчивости на опорной
ноге в позах классического танца. По мере интенсивности танца
твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
Слайд 8
С развитием балетного искусства постепенно меняется и представления
о мастерстве танцоров. А соответственно создаются новые костюмы и
обувь, которые следуют модным тенденциям. Если сначала балет представлял собой придворные танцы, где каждый мог похвастаться своим умением исполнять причудливые па, то позднее балет превратился в особый вид искусства, ставший прерогативой профессионалов.
Слайд 9
Х1Х век
С момента своего создания и вплоть до
середины XIX века балетный танец исполнялся в обуви на
каблуках и длинных юбках. В таком наряде было сложно выполнять ряд элементов, тем более, что балет постоянно совершенствовался и обрастал новыми позициями и движениями. Поэтому, считается, что с этого периода балерины начинают отказываться от традиционных костюмов.
Слайд 10
Пуанты
Они укорачивают свои юбки, что придает свободу
движения, и отказываются от каблука, что дает возможность делать
сложные элементы. В это время появляются известные всему балетному мирe пуанты. Пуанты представляют собой особый вид обуви, который закрепляется на ноге при помощи лент, а носок укрепляется жесткой колодкой. Слово пуанты происходит от французского «кончик». Французские балерины могли похвастаться тем, что умели становиться на кончики пальцев и выполнять при этом сложные элементы.
Слайд 11
Пуанты
Для облегчения такого танца и стали использоваться
пуанты, которые закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие.
Однако для того, чтобы начать заниматься на пуантах, следовало долго тренироваться. Ведь эта балетная обувь, как облегчает труд профессиональной танцовщицы, так и может навредить неопытной исполнительнице.
Слайд 12
Пуанты
В балетных школах девочек несколько лет обучали классическим
танцевальным элементам прежде, чем позволяли надеть пуанты. Танцевальные навыки
и гибкость тела способствовали мастерству балерины в движении на пуантах.
Слайд 13
Класси́ческий та́нец
Класси́ческий та́нец —
система выразительных
средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп
движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности. В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ. Самобытность русского исполнительства, соединившей достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.
Слайд 14
Урок классического танца
Урок классического танца - совокупность упражнений,
развивающих способности танцовщиков. В классической школе урок состоит из
нескольких частей:
экзерсис y станка;
экзерсис на середине зала;
адажио;
аллегро;
упражнения на пальцах (в женском танце).
Слайд 15
Ноги и обувь
Несмотря на весь профессионализм балерины, перед
выступлением на пуантах или занятием, необходимо хорошо разогреть ноги
и обувь. Если балерина пренебрежет этим правилом, то ее танец может закончиться серьезной травмой. Для того, чтобы танцевать на пуантах, нужно значительно поработать над укреплением пальцев ног.
Слайд 16
Современные пуанты
Современные пуанты изготавливаются из атласной материи, чаще
всего пуанты заказываются мастеру для определенной балерины. Это необходимо
для того, чтобы они надежно закрепили стопу. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки.
Слайд 17
Танец на пуантах
Танец на пуантах отличается особой грациозностью
и виртуозностью исполнения
Слайд 18
Пуанты и поклонники
Среди российских производителей обуви есть такие,
которые известны во всем мире. Правда, в определенных кругах,
потому что обувь они делают не совсем обычную. О том, как становятся обувщиком международного класса, рассказал мастер по сборке пуантов компании Grishko Александр Шеменев.
Как становятся мастером по сборке пуантов?
— Меня друг позвал попробовать. До этого я полтора года работал обычным обувщиком, поэтому с интересом отнесся к предложению. Пуанты "живьем" ни разу не видел, на балет не ходил. Оказалось, что производство пуантов и обычной обуви — две совершенно разные истории. И у обувщика с опытом, и у новичка одинаковые шансы в освоении нового ремесла. В мире нет ни одного учебного заведения, где бы учили на мастера по пуантам. Поэтому на фабрике Grishko всех учат с нуля. Для этого есть наставники, которые в течение двух месяцев показывают, как надо собирать пуанты. Из десяти человек берут двух-трех.
Слайд 19
Пуанты и поклонники
Понятно, что за два месяца научиться
делать пуанты профессионально невозможно, мастерство приходит с опытом. Я,
как и все, начал со стажировки, через полгода стал получать заказы чуть сложнее стандартных, через три года мне доверили первую солистку балета. И начали грузить по полной. Я мастер шестого разряда из шести возможных. Работаю уже десять лет. На мне примы-балерины не только из Большого, Мариинки и Театра Станиславского и Немировича-Данченко, но и многих зарубежных балетных трупп, а также стандартные заказы.
Слайд 20
Пуанты и поклонники
В чем заключается ваша работа?
—
Вообще в производстве пуантов задействовано несколько человек. Надо сделать
около сотни операций и соединить между собой более полусотни деталей. До меня над пуантом работают раскройщики верха обуви, швеи, вырубщики подошвы и стельки, клееварщицы. Раньше все это от начала до конца делал мастер. Сегодня ему достается только самая ответственная работа — сборка пуантов и околотка. Чтобы не отвлекаться.
Слайд 21
Пуанты и поклонники
В день я должен сделать не
меньше 12 пар. В среднем на сборку одной пары
уходит 30-40 минут. Но это еще не все: и сама балерина должна приложить руки к пуантам — пришить ленточки-завязки, размять пуанты "под себя", некоторые балерины обшивают нитками "пятачок".
Слайд 22
Современные пуанты
Современные пуанты отличаются от тех, в которых
танцевала Анна Павлова?
— Конечно, пуанты эволюционируют. Посмотрите на
фотографии балерин эпохи Улановой — их пуанты такие узкие. Представьте, что происходило со стопой танцовщицы за 20 лет работы в таком "испанском сапоге". Да и многие современные балерины стесняются прогуливаться по пляжу — все та же деформация стоп. Советские пуанты были по-прежнему жесткие, балеринам приходилось "смягчать и придавать им нужную форму" молотком. Теперь этого делать не надо — по крайней мере за пуанты Grishko я ручаюсь.
Слайд 23
Мастер по сборке пуантов
Сколько зарабатывает мастер по
сборке пуантов?
— В зависимости от разряда — от
15 000 руб. в месяц. Стажеры получают стипендию, примерно 6000 руб., плюс доплату за пары, прошедшие контроль.
Плюс в качестве морального бонуса — луч славы. Честно говоря, мне он тоже достается. На выставках, в которых участвует Grishko, регулярно выступаю с коронным номером — собираю прилюдно пуанты. Публика в восторге.
Балет любите?
— Честно говоря, не могу спокойно смотреть спектакли — все время изучаю пуанты.
Слайд 24
Пуанты у звёзд
Кстати,Солисты Большого театра Светлана Захарова
и Николай Цискаридзе танцуют в пуантах с менее острым
пятачком: так легче переходить со стопы на пальцы и обратно. Диана Вишнева и примы Мариинского театра носят отечественные пуанты лишь на репетициях. В театре балета Бориса Эйфмана в ходу модели "Классика" и "Возрождение".
Слайд 25
Пуанты как люди
Великая Ольга Спесивцева станцовывала их за
сезон до тысячи пар. Другая великая, Агриппина Ваганова, считала
их важнейшей составляющей классического женского танца. Пуанты как люди. Зовутся по-разному: "ковками" и "касками" в Петербурге, "пальцами" в Москве. Послужив, старятся и становятся "мертвыми".
Слайд 26
Пуанты
Узнав чуть больше о пуантах (от французского
pointe - точка, острие), несомненно, станете поклонником высокого искусства
танца, невозможного без этой восхитительной балетной обуви.
"Жизели" - одни, "Спартаку" - другие.
Слайд 27
Гастроли
Во время гастролей театру приходится возить с собой
декорации, костюмы и многое другое без чего не может
состояться полноценного выступления артистов. Для этих целей используют специальный контейнер, конечно не один, а несколько десятков в зависимости от планируемых гастролей и возможностей театра. Таким вот образом театральное оборудование совершает свои путешествия в самые отдалённые уголки мира.