Слайд 2
Антропогенез
Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis
— происхождение) — процесс исторического формирования человека. Сегодня существуют
три основные теории антропогенеза.
Теория креационизма
Эволюционная теория
Космическая теория
Слайд 3
Теория креационизма
Теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает,
что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят,
что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.
Слайд 4
Научные концепции
Помимо разработки сугубо богословских идей, в креационизме
предпринимается ряд попыток обосновать сотворенность мира, оставаясь в рамках
научной методологии. Среди приверженцев такого подхода есть сторонники как буквального, так и метафорического креационизма.
Теория разумного замысла
Научный креационизм
Слайд 5
Теория разумного замысла
Теория разумного замысла (англ. «Intelligent Design»)
утверждает, что сложность и целесообразность строения живых существ и
экосистем объясняется сознательным замыслом творца или некоего «агента» лучше, чем ненаправленным процессом мутаций и естественного отбора. Представители теории сознательного замысла дистанцируются от религии, делая акцент на телеологических и телеономических аспектах концепции, однако само понятие замысла подразумевает наличие субъекта замысла, то есть Творца. Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» («аргумент точной настройки», англ. a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип). Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца.
Слайд 6
Научный креационизм
«Наука о сотворении» или «научный креационизм»— течение
в креационизме, сторонники которого утверждают, что можно получить научные
подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии. В работах «научных креационистов» типичны следующие положения:
Противопоставление «операционной науки» о явлениях природы в настоящем времени, гипотезы которой доступны экспериментальной проверке, «исторической науке» о событиях, произошедших в прошлом. Из-за недоступности непосредственной проверки, по мнению креационистов, «историческая наука» обречена опираться на априорные постулаты «религиозного» характера, и выводы «исторической науки» могут быть истинными или ложными в зависимости от истинности или ложности априорно принятой религии.
Слайд 7
Научный креационизм
«Первоначально сотворённый род», или «барамин». Креационисты прошлых
веков, подобно К. Линнею, описывая различные виды животных и
растений, предполагали, что виды неизменны, и число ныне существующих видов равно числу первоначально созданных Богом (за вычетом таких вымерших видов, как, например, дронты). Однако, накопление данных о видообразовании в природе заставило противников теории эволюции выдвинуть гипотезу, согласно которой представители каждого «барамина» были сотворены с набором определенных характеристик и потенциалом к ограниченному ряду изменений.
Слайд 8
Научный креационизм
«Потопная геология», декларирующая одномоментное отложение большей части
осадочных пород земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией
останков вследствие всемирного потопа во времена Ноя и на этом основании отрицающее стратиграфическую геохронологическую шкалу. По мнению стороников потопной геологии, в палеонтологической летописи представители всех таксонов появляются «полностью сформированными», что опровергает эволюцию. Более того, залегание окаменелостей в стратиграфических слоях отражает не последовательность сменявших друг друга на протяжении многих миллионов лет флор и фаун, а последовательность экосиcтем, привязанных к разным географических глубинам и высотам — от бентосных и пелагических через шельфовые и низинные к равнинным и высокогорным.
Слайд 9
Научный креационизм
Для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной,
которые даёт гео- и астрофизика, в креационизме предпринимаются попытки
доказать непостоянность во времени мировых постоянных, таких как скорость света, постоянная Планка, элементарный заряд, массы элементарных частиц и т. д., а также, в качестве альтернативного объяснения — постулируется гравитационное замедление времени в околоземном пространстве.
Из других утверждений часто встречается тезис, будто второе начало термодинамики запрещает эволюцию.
Слайд 10
Космическая теория
Космическая теория утверждает, что человек имеет
внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ,
или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
Слайд 11
Космическая теория
Теория космического происхождения человека выдвигает гипотезу,
что формы жизни, способные выжить в условиях космоса могли
попасть в области мусора и пыли, выбрасываемые в космическое пространство после столкновения планет, на которых могла существовать жизнь, а также малых тел Солнечной системы. Такой процесс называется панспермией.
Бактерии могли путешествовать в состоянии покоя на протяжении длительного периода времени перед тем, как случайно попасть на другую планету или смешаться с околопланетным веществом. Если они встречали на новых планетах идеальные условия, бактерии восстанавливали свою активность и начинался процесс эволюции.
Панспермия не отвечает на вопрос, как жизнь началась, а лишь объясняет способы её поддержания и распространения. Кроме того, она не предлагает, что жизнь обязательно возникла лишь единожды. Но если она возникла, она может распространятся в другие сферы обитания, которые подходят для репликации.
Слайд 12
Эволюционная теория
Эволюционная теория утверждает, что человек произошел
от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием
законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).
Слайд 13
Этапы эволюции человека
Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к
предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1
млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Слайд 14
Этапы эволюции человека
Человек умелый (Homo habilis) считается самым
первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет
назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
Орудия труда
Слайд 15
Этапы эволюции чкловека
Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8
млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе
и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.
Орудия труда
Слайд 16
Этапы эволюции человека
Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс.
лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже
немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
Череп современного (слева) и неандертальского человека (справа)
Слайд 17
Этапы эволюциичеловека
Человек разумный (Homo sapiens), т.е. человек современного
типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад.
Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим способностям 15- 10 тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.