Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Этапы развития детского изобразительного творчества

Содержание

Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план
Этапы развития детского изобразительного творчества Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАДоизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь Рис. 1. Катя, 1 г. 9 мес. Рис. 2. Катя, 1 г. 9 мес. Рис. 3. Сережа, 2 г. 10 мес. Человек (слева) и дерево (справа Рис. 4. Сережа, 2 г. 10 мес. Машина и человек ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАВ 3–3,5 года ребенок переходит к следующему периоду — Рис. 5. Катя, 3 г. 9 мес. Человек в домике (слева) и дерево (справа) Рис. 6. Катя, 3 г. 9 мес. Человек ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАВзрослые, как правило, проявляют значительный интерес к первым попыткам Рис. 7. Анна, 4 г. 10 мес. «Дом — дерево — человек» Рис. 8. Денис, 5 лет 9 мес. «Дом — дерево — человек» ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАНа следующем (втором) этапе изобразительного периода (6–7 лет) детские ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАПоследний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения. Здесь Рис. 9. Лена, 4 г. 1 мес. ЧеловечекРис. 10. Женя, 6 лет 2 мес. Рисунок семьи ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАСтадия правдоподобных изображений характеризуется постепенным уходом от схемы и
Слайды презентации

Слайд 2 Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее

Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения

доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих

сторон детской психики.


По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности.
В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.
Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Поэтому многие исследователи (в том числе и Л.С. Выготский, который даже назвал детское рисование графической речью) возвращаются к заявлению Левинштейна (1907), что рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире (С.С. Степанов, 1996).


Слайд 3 ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА
Доизобразительный период — это период

ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАДоизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который,

«каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится

вплоть до 3–3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения. Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию. На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюллер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования».

Слайд 4 Рис. 1. Катя, 1 г. 9 мес.

Рис. 1. Катя, 1 г. 9 мес.

Слайд 5 Рис. 2. Катя, 1 г. 9 мес.

Рис. 2. Катя, 1 г. 9 мес.

Слайд 6 Рис. 3. Сережа, 2 г. 10 мес. Человек (слева) и

Рис. 3. Сережа, 2 г. 10 мес. Человек (слева) и дерево (справа

дерево (справа


Слайд 7 Рис. 4. Сережа, 2 г. 10 мес. Машина и человек

Рис. 4. Сережа, 2 г. 10 мес. Машина и человек

Слайд 8 ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА
В 3–3,5 года ребенок переходит

ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАВ 3–3,5 года ребенок переходит к следующему периоду

к следующему периоду — изобразительному.
Его началом условно можно

считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок. Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3–5 лет). Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором). Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями (В.В. Зеньковский). По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две вполне четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем — намеренное изображение» (В.С. Мухина, 1985). После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения (рис. 5, 6).

Слайд 9 Рис. 5. Катя, 3 г. 9 мес. Человек в домике

Рис. 5. Катя, 3 г. 9 мес. Человек в домике (слева) и дерево (справа)

(слева) и дерево (справа)


Слайд 10 Рис. 6. Катя, 3 г. 9 мес. Человек

Рис. 6. Катя, 3 г. 9 мес. Человек

Слайд 11 ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА
Взрослые, как правило, проявляют значительный

ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАВзрослые, как правило, проявляют значительный интерес к первым

интерес к первым попыткам рисования ребенка, эмоционально поддерживают его.

Но потом «из лучших побуждений» возникает желание руководить процессом рисования, и ребенку начинают показывать, как «правильно» рисовать домик, солнышко, цветок. Постоянно спрашивают, что он нарисовал. Сначала малыш продолжает чертить свои каракули, но постепенно он начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, дает ему название, вновь и вновь рисует линии и в получившихся «каляках» пытается узнать предмет. Иногда одним и тем же линиям он дает несколько названий. Пытаясь изобразить что-то конкретное, ребенок раннего возраста рисует сочетание линий (графический образ), которое в его прошлом опыте связывалось с тем или иным предметом. Но первые попытки изображения разных предметов чаще всего представляют собой замкнутые закругленные линии и являются лишь обозначением предмета без сходства с ним, что не может удовлетворить окружающих людей. Часто ребенок не может вспомнить, что за предмет он нарисовал. Поэтому ему приходится рисовать лишь те предметы, которые имеют сходство с освоенными графическими навыками. При этом ребенок продолжает искать новые графические образы и в то же время может категорически отказываться изображать те предметы, для которых у него графических образов нет. В этот период ребенок рисует только несколько конкретных предметов. В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, — «визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, — «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер) (рис. 7, 8).

Слайд 12 Рис. 7. Анна, 4 г. 10 мес. «Дом — дерево

Рис. 7. Анна, 4 г. 10 мес. «Дом — дерево — человек»

— человек»


Слайд 13 Рис. 8. Денис, 5 лет 9 мес. «Дом — дерево

Рис. 8. Денис, 5 лет 9 мес. «Дом — дерево — человек»

— человек»


Слайд 14 ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА
На следующем (втором) этапе изобразительного

ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАНа следующем (втором) этапе изобразительного периода (6–7 лет)

периода (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными.

Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками. Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Если ребенок хочет нарисовать одетого человека, он изображает его сначала обнаженным, потом дорисовывает одежду так, что все тело просвечивает через одежду, а в кармане виден кошелек и в нем даже монеты (тут работает закон прозрачности детского рисунка). В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность. Например, изображение человека все еще схематично, но это уже не «головоног». Обязательно прорисовывается туловище, и весь рисунок более детализирован (см. ниже описание рисунка человека). Относительно рисунков по наблюдению не существует единого мнения среди авторов, занимающихся детским рисунком. Так, с точки зрения В.С. Мухиной, рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого, и создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, показывающие характерные черты изображаемых предметов. К. Бюллер считал, что такое рисование отражает художественную одаренность ребенка.

Слайд 15 ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА
Последний этап изобразительного периода —

ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКАПоследний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения.

это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы

и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков. На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру (1924), этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа. Тем не менее постепенно, по мере развития изобразительных навыков и в процессе обучения, детский рисунок приобретает вид пластического изображения, при котором отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета. Хорошо известно, что далеко не все дети (несмотря на достаточно развитое восприятие и пространственное мышление) оказываются способными к намеренному построению изображения. Реализация графического образа связана для ребенка с немалыми усилиями, так как требует и контроля над собственными действиями. Анализируя собственно содержание детского рисунка, можно отметить, что оно в первую очередь основано на тех графических образах, которые дети заимствуют у взрослых, то есть в достаточной степени детерминировано (или ограничено) социальной ситуацией развития. В рисунках детей из разных стран мы можем встретить дома, деревья, цветы, машины, людей и т.д. Часто изображение человека является упрочившимся стереотипом. Содержание рисунков детей, рано начавших посещать группы «эстетического развития» или «хорошие» детские сады, почти всегда соответствует принятой программе. Здесь можно увидеть стандартные ленточки, дорожки, забор, солнышко, шарик, баранку, снеговика, цветок, елку и т.п. Безусловно, тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью к определенному полу и соответствующей идентификацией. Так, мальчики чаще всего рисуют машины, самолеты, корабли, войну, а девочки — семью, принцесс, цветы, маленьких животных, узоры бус, тканей.

Слайд 16 Рис. 9. Лена, 4 г. 1 мес.
Человечек
Рис. 10. Женя,

Рис. 9. Лена, 4 г. 1 мес. ЧеловечекРис. 10. Женя, 6 лет 2 мес. Рисунок семьи

6 лет 2 мес. Рисунок семьи


  • Имя файла: etapy-razvitiya-detskogo-izobrazitelnogo-tvorchestva.pptx
  • Количество просмотров: 139
  • Количество скачиваний: 0