Слайд 2
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
(1770-1827)
Великий немецкий композитор, дирижёр и пианист
Слайд 3
Лю́двиг ван Бетхо́вен
Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один
из трёх «венских классиков».
Людвиг ван Бетховен родился в
Бонне в семье музыкантов. Предположительно датой рождения считается 16 декабря 1770 г.
Дом, в котором родился Бетховен
Слайд 4
Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Традиционно
считается, что он был весьма суров по отношению к
маленькому Людвигу, который "за инструментом частенько бывал в слезах".
Настоящим учителем Бетховена стал Кристиан Готлоб Нефе. Он познакомил Людвига с творчеством Баха и Генделя. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.
Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте
Слайд 5
Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты
и несколько песен, в том числе «Сурок».
В 17 лет
Людвиг посетил Вену, чтоб учиться у Моцарта. Но занятия не состоялись, т.к. у него заболела мать. После смерти матери семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.
Слайд 6
В 1892 году снова Бетховен едет в Вену.
Здесь его наставником становится Антонио Сальери. Уже в первые
годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.
В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность, как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией.
Портрет Бетховена, предположительно 1800 год
Слайд 7
Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в
марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом.
Сочинения
Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом.
Бетховен сочиняет Шестую симфонию
Слайд 8
Следует признать, что уже с самого начала пребывания
в Вене Бетховен приобрел славу пианиста-виртуоза. Слушатели были поражены
его игрой. На их взгляд, она была подобна извержению вулкана, а Бетховен напоминал им Наполеона.
Слайд 9
Он был недоволен малейшими признаками неуважения к себе,
тут же заявляя об этом, не скрывая чувств. Однажды
непосредственно во время своего выступления Бетховен увидел, как один из гостей заговорил с дамой. Музыкант обозвал гостя, прекратил игру, и так и не продолжил играть, несмотря на всего уговоры и извинения.
Слайд 10
1796 год Бетховен начинает терять слух (воспаление внутреннего
уха, которое приводило к звону в ушах)
Несмотря на глухоту
Бетховен продолжал писать.
Слайд 11
Прогрессирующая глухота заставила Бетховен со временем сократить
концертную деятельность, а в последние годы жизни совсем отказаться
от публичных выступлений.
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения
Бетховен
за работой дома
Слайд 12
Творчество
9 симфоний: № 1 (1799—1800), № 2 (1803),
№ 3 «Героическая» (1803—1804), № 4 (1806), № 5
(1804—1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8 (1812), № 9 (1824).
11 симфонических увертюр, среди которых «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора» № 3.
5 концертов для фортепиано с оркестром.
6 юношеских сонат для фортепиано.
32 сонаты для фортепиано, 32 вариации и около 60 пьес для фортепиано.
10 сонат для скрипки и фортепиано.
концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром («тройной концерт»).
Слайд 13
5 сонат для виолончели и фортепиано.
16 струнных квартетов.
6
трио.
Балет «Творения Прометея».
Опера «Фиделио».
Торжественная месса.
Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».
Песни
на стихи разных поэтов и обработки народных песен
Слайд 14
.Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул:
«Он всех заставит
говорить о себе!»
Слайд 15
Смерть
Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати
тысяч человек шло за его гробом.
Могила Бетховена на центральном
кладбище Вены, Австрия
Слайд 16
«Он был художник, но также и человек, человек
в высшем смысле этого слова… О нем можно сказать,
как ни о ком другом: он совершил великое, в нем не было ничего дурного»
Слайд 17
«Только здесь по-настоящему «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная
сила творческого гения Бетховена, который в своих первых двух
симфониях еще является не более, как хорошим последователем своих предшественников – Гайдна и Моцарта» П.И.Чайковский
Симфония 3 «Героическая»
Es-dur (ор. 55)
1804 г.
Слайд 19
Как только Наполеон становится императором, Бетховен рвет титульный
лист 3 симфонии, где значилось: «Написано с Бонапарта».
Композитор разочаровался
в Наполеоне, потому что тот стал тираном.
И переименовал симфонию в «Героическую»
Бетховен собирался написать сочинение в честь талантливого защитника республики, как ему тогда казалось, — Наполеона Бонапарта.
Слайд 20
Новизна
эпическая масштабность;
многообразие тем, эпизодов;
насыщенность и многообразие образов
Слайд 21
Композиция
I часть - панорама героической битвы;
II часть – траурный марш, посвященный памяти
павших героев;
III часть – преодоление скорби;
IV часть – грандиозная картина в духе массовых празднеств французской революции.
Слайд 22
I часть. Allegro con brio
ГП – героическая тема
(виолончели)
ПП – 3 темы:
1 и 3 темы –
лирические (деревянно-духовые);
2 тема – героико-драматический характер (струнные)
Огромные масштабы разработки.
Введение новой темы - темы светлой грусти.
Серов назвал I часть симфонии
«орлиным аллегро»
Слайд 23
II часть. Marcia funebre
(Adagio assai)
Р.Роллан: «похоронный марш
рисует картину гибели героя, «гроб которого несет все человечество».
Жак Луи Давид
«Смерть Марата»
Слайд 24
II часть. Marcia funebre
(Adagio assai)
Сложная трехчастная форма
I часть – минорная тема у скрипок
II часть –
трио (тема у духовых)
III часть – реприза (фугато)
Слайд 25
III часть. Скерцо
(Allegro vivace & Trio)
Трио написано в сложной трехчастной форме.
Начальная
тема трио – фанфары 3-х валторн (сигналы охотничьих рогов)
Слайд 26
IV часть. Финал. Allegro molto
Тему финала
Бетховен уже трижды использовал: в музыке популярного танцевального жанра
– контрданса, в финале балета «Творения Прометея» и в качестве темы для фортепианных вариаций ор.55
Слайд 27
IV часть. Финал. Allegro molto
Форма финала – двойные
вариации
1 тема – таинственная; у струнных пиццикато
2 тема –
народная, песенно-танцевальная (у гобоев и кларнетов)
Центральный эпизод финала – 6 вариация (героический марш)