Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Славянская мифология

Содержание

История славян причудлива и полна загадок. Славянские боги были грозны, но справедливы, до­бры. Они как бы родственны людям, но в то же вре­мя призваны исполнять все их чаяния. Перун пора­жал молнией злодеев, Лель и Лада покровительство­вали
Работу выполнилаВоспитатель ГПДГБОУ СОШ №79СтепановаТатьяна Николаевнаг. Санкт – Петербург, 2016г. История славян причудлива и полна загадок. Славянские боги были грозны, но справедливы, В древности год у славян делился на три основных сезона: период земледельческих В центре — Великий Триглав (Сварог-Перун-Свентовид).Сварог — Верховный Бог, Владыка Вселенной, Создатель Сварог - в славянской мифологии, Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный Любая кузня, любой горн - это уже капище Сварога. На капище Сварога Перун — знак Огня, его стихия — Лето, он ориентирован на жёлтый Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и Свентовит — владыка Весны — указывает на зелёный сегмент. Свентовит, Святовит, Световик, Итак, Свентовит- четырехликий (возможно, что две головы при этом женские). Символами Световита Чернобог (черный Змей, Кащей). Повелитель Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла. Велес, Волос, Власе, Влас - Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем облике мохнатость Итак, Велес:1. Ярило, Яровит – Яростный – в славянской мифологии, разные ипостаси одного божества Ярило – бог солнца и весны: он воплощает ее плодородные силы, он Даждьбог - бог плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его не от У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Бог-отец, старый бог, дед ветров. Стрибог - имя этого божества легло в основу довольно большого ряда географических Род - Родитель всего живого и сущего у древних славян. Род породил Макош, Мокош, Макошь, Мокоша - у славян - Богиня всей Судьбы (кош, Макошь связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Лада - славянская богиня любви, женского уклада в семье, покровительница женщин, детей, Леля - в славянской мифологии - Богиня плодородия, девичьей любви, покровительница влюбленных, Чур - в славянской мифологии - Бог межи, по ту сторону которой На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на Наши далекие предки не уставали поражать неизмеримой силой своего духа и уникальной Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой Так и сложилась славянская мифология, поклоняющаяся богам и силам природы. Так жили
Слайды презентации

Слайд 2 История славян причудлива и полна загадок.
Славянские боги

История славян причудлива и полна загадок. Славянские боги были грозны, но

были грозны, но справедливы, до­бры. Они как бы родственны

людям, но в то же вре­мя призваны исполнять все их чаяния. Перун пора­жал молнией злодеев, Лель и Лада покровительство­вали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками... Мир славянских языческих богов был величавым — и в то же время простым, естественно слитым с бы­том и бытием.

Слайд 3 В древности год у славян делился на три

В древности год у славян делился на три основных сезона: период

основных сезона: период земледельческих работ (весна), пору созревания и

уборки урожая (охватывала лето и осень) и зиму. Эти три сезона показаны на схеме зелёным, жёлтым и голубым цветом, что позволяет сразу определить, какие боги покровительствовали тому или иному времени года и когда отмечались их дни. В данный календарь, включены семьдесят семь богов, расположенных в семи кругах-колах (семь — священное для славян число).

Слайд 4 В центре — Великий Триглав (Сварог-Перун-Свентовид).
Сварог — Верховный

В центре — Великий Триглав (Сварог-Перун-Свентовид).Сварог — Верховный Бог, Владыка Вселенной,

Бог, Владыка Вселенной, Создатель Мира. Он — начало и

сущность всего Зодиака. В календаре имеет синий цвет, цвет неба. И хотя это символ Зимы, именно в данный период происходит зимнее солнцестояние (Коляда), когда «солнце поворачивает на лето», и в недрах Тьмы зарождается Жизнь.

Слайд 5 Сварог - в славянской мифологии, Бог огня, кузнечного

Сварог - в славянской мифологии, Бог огня, кузнечного дела, семейного очага.

дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Само

имя бога связывают с санскритским "свар" - Небо, а так же Свет. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и потому его связывают с огнем. Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом.

Слайд 6 Любая кузня, любой горн - это уже капище

Любая кузня, любой горн - это уже капище Сварога. На капище

Сварога. На капище Сварога должны быть молот (или железная

тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки, приятные Сварогу - т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых -удары молоточков, звон цепей да завывание огня.

Слайд 7 Перун — знак Огня, его стихия — Лето,

Перун — знак Огня, его стихия — Лето, он ориентирован на

он ориентирован на жёлтый сегмент. Перун - в славнской

мифологии один из главных и очень почитаемых богов. Бог грома и молний. Перуна не без оснований считают главным божеством славян. Его считают покровителем воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. Перун был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога.

Слайд 8 Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой

седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой или

рыжей клубящейся бородой и волосами, как грозовая туча - черно -серебряными..
Символика капища - дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Итак, Перун:
1. Бог грома и молний.
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.

Слайд 9 Свентовит — владыка Весны — указывает на зелёный

Свентовит — владыка Весны — указывает на зелёный сегмент. Свентовит, Святовит,

сегмент. Свентовит, Святовит, Световик, Светич - бог Белого света,

бог-всадник, сражающийся с Тьмой. Бог, противостоящий Чернобогу. Бог плодородия, урожая, солнца, зерна. Так же считается божеством войны и победы, поэтому его часто представляли в образе воина - всадника.

Слайд 10 Итак, Свентовит- четырехликий (возможно, что две головы при

Итак, Свентовит- четырехликий (возможно, что две головы при этом женские). Символами

этом женские). Символами Световита являются меч, рог и, возможно,

лук, как показано на ряде средневековых польских гравюр. Требы Световиту приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита.

Слайд 11 Чернобог (черный Змей, Кащей). Повелитель Пекельного царства. Бог

Чернобог (черный Змей, Кащей). Повелитель Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти,

холода, уничтожения, смерти, зла. Бог безумия и воплощения всего

плохого и черного. Его представляли в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов и черных крыльев. Ему приносились жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносили часто кровавые и человеческие, убивали пленников, рабов и коней.

Слайд 12 Велес, Волос, Власе, Влас - "скотий бог" в

Велес, Волос, Власе, Влас -

славянской мифологии. Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота,

попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Имя Велеса, по мнению многих исследователей происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровительством которого он являлся. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.

Слайд 13 Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает

Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем облике

в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых

крыльях, умеет выдыхать огнь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии). Бог – оборотень. Есть основания думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Велес стал «ответственным» за земное плодородие и богатство. Он от части утратил свое чудовищное обличие, сделался более походим на человека. Не зря же последний пучок колосьев оставляли в поле «Волосу на бородку»
Велес обладал волшебными предметами, а именно у Велеса были волшебные гусли, и когда он начинал на них играть то все вокруг забыли обо всем.

Слайд 14 Итак, Велес:

1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.

Итак, Велес:1.


2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех

путешественников
3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
7. Податель богатств.
8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам.
9. Бог удачи.

Слайд 15 Ярило, Яровит – Яростный – в славянской мифологии,

Ярило, Яровит – Яростный – в славянской мифологии, разные ипостаси одного

разные ипостаси одного божества плодородия ("ярь", "яровые"), ярого бога

пробуждающейся материи ("ярость"), силы и молодости ("ярка" - молодая сильная овца) и вешнего света ("яркий"). Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне. В правой руке он держит ржаные колосья. На голове Ярило был надет венок из первых полевых цветов.

Слайд 16 Ярило – бог солнца и весны: он воплощает

Ярило – бог солнца и весны: он воплощает ее плодородные силы,

ее плодородные силы, он приносил ее с собой, от

него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появлялся в положенное время года, распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью.

Слайд 17 Даждьбог - бог плодородия и Солнца, живительной силы.

Даждьбог - бог плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его не

Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно

думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.

Слайд 18 У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд,

У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи.

не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко

летящие по ветру, глаза были синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как промоина в черных грозовых тучах, как синяя, нестерпимая сердцевина костра. Как божество, связанное с основным источником жизни — солнцем, Дажьбог воспринимался как податель и распределитель благ. Эту функцию можно обнаружить в формулах молитв и благопожеланий: «Дай, Боже!»

Слайд 19 Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Бог-отец,

Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Бог-отец, старый бог, дед

старый бог, дед ветров. Он может вызвать и укротить

бурю. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря - океана. Стрибога молили мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

Слайд 20 Стрибог - имя этого божества легло в основу

Стрибог - имя этого божества легло в основу довольно большого ряда

довольно большого ряда географических названий: Стрибожь в Новгородской губернии,

Стрибоже озеро, река Стрибожская — в Киевской губернии, село Стрибож — на Житомирщине. Мнения о характере Стрибога расходятся. Одни видят в нем благое божество, возводя его имя к понятию «возвышенный бог», «сеющий бог», «устроитель добра». Другие, напротив, усматривают в Стрибоге «злую» сущность: не просто бога ветра, а сурового бога стихии, бури, вихря, противостоящего светлому началу.

Слайд 21 Род - Родитель всего живого и сущего у

Род - Родитель всего живого и сущего у древних славян. Род

древних славян. Род породил все, что мы видимо вокруг.

Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного - Нави. Он отделил Правду от Кривды. Рода считают самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. Кстати, именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай. Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле. Род - это "отец и мать'" всех богов, вопло­щение неруши­мости славянско­го племени, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного общего предка. Когда рождается человек, его буду­щая судьба запи­сывается в книгу Рода, и "чего на роду написано", никому не мино­вать!

Слайд 22 Макош, Мокош, Макошь, Мокоша - у славян -

Макош, Мокош, Макошь, Мокоша - у славян - Богиня всей Судьбы

Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма"

может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. Макош - богиня плодородия, мать урожаев, покровительница хозяек и жен. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено. Мокошь, вероятно, была покровительницей не только прядения, но и других сфер женской деятельности. Мокош - божество любви, рождения, плодородия и судьбы. На эти функции указывает соотнесенность Мокоши со стихиями земли и воды.

Слайд 23 Макошь связана с Землей (в этом ее культ

Макошь связана с Землей (в этом ее культ близок к культу

близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая

здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. (Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.). Связь этого славянского божества с прядением и ткачеством, продукты которого — нить или полотно — осмыслялись в народном сознании, как символы судьбы-жизни, которой наделяется при рождении каждый человек.

Слайд 24 Лада - славянская богиня любви, женского уклада в

Лада - славянская богиня любви, женского уклада в семье, покровительница женщин,

семье, покровительница женщин, детей, урожая, плодородия. Богиня Земли. Лада

связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: немолодая женщина, добрая и полнотелая. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Лада – богиня бракосочета­ний. О человеке, который женился без любви, говорили: "Не с Ладою женился!" Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов при­носила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды.

Слайд 25 Леля - в славянской мифологии - Богиня плодородия,

Леля - в славянской мифологии - Богиня плодородия, девичьей любви, покровительница

девичьей любви, покровительница влюбленных, красоты, счастья, весеннее божество. Она

является богиней нежных, трепетных весенних ветерков, первых цветов, юной женственности. Славяне верили, что именно Леля заботится о первых, едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю - Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением.

Слайд 26 Чур - в славянской мифологии - Бог межи,

Чур - в славянской мифологии - Бог межи, по ту сторону

по ту сторону которой - смерть. Бог охраны права

собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага.
Низшее божество в славянской мифологии. В его обязанности входила охрана межей, границ земельных, да и вообще, границ. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы.

Слайд 27 На межах, границах своих владений наши предки ставили

На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными

истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися

священными. Чур охранял человека от всякой "порчи" , "Нечистой силы". Видимо по этому мы иногда и говорим: "Чур меня" когда хотим защититься от чего-то нехорошего.

Слайд 28 Наши далекие предки не уставали поражать неизмеримой силой

Наши далекие предки не уставали поражать неизмеримой силой своего духа и

своего духа и уникальной тягой к осознанию самой сути

окружающего мира. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.

Слайд 29 Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало

Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в

опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как

можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их.

  • Имя файла: slavyanskaya-mifologiya.pptx
  • Количество просмотров: 78
  • Количество скачиваний: 0