Слайд 2
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины
игрушку
И расписывают до сих пор.
.
Слайд 3
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы,
коники, павлины
И солдатиков войско цвет.
Слайд 4
В самом сердце России, недалеко
от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу
реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.
Слайд 5
Именно тогда в местные владения
князя Воро-тынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обна-ружил
залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали
Филимоново.
Слайд 6
Люди к глине этой относились
совсем неприветливо.
Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда
богатого.
Жили из-за бесполезной земли впроголодь.
Только и была утехой и спасительницей река Упа, полная
рыбки некрупной, да сытной.
Слайд 7
Ловко получалось у
Филимона это неведанное
до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители
диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.
Слайд 8
Понравилось Филимону
это выгодное предприятие.
Отбою от
покупателей не
было. А однажды дырочку в
игрушке проколупал, чтоб
свистела.
Залилась звонкой
песней игрушка. Детишкам и
людям на ярмарке понрави-
лось. И стал Филимон свис-
тульки для народа делать.
От деревенских ребятишек
отбоя не было. Да он и не
отбивался. К детворе у него
доброе, нежное отношение
было.
Слайд 9
Взрослые прониклись к
Филимону почтением:
к
плохому человеку дети не
станут ходить.
Стали и взрослые лепить,
к
Филимону за советом хо-
дить, за помощью.
Слайд 10
Старались, подражали ему, слушались беспре-кословно.
Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от
мала до велика, всем полюби-лось это занятие.
Слайд 11
С тех пор заиграла,
запела
цветная мягкая
глина под руками мас-
теров. Пользу в ней
люди увидели
немалую,
радость она в дом
принесла.
Слайд 12
Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки,
за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому
что игрушки делались со свистками.
Слайд 13
Свистулька – её еще называют в
разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьём – древняя и
до сих пор популярная игрушка на Руси. В далёком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.
Слайд 14
Женщинам помогали в работе девочки, которых
приучали к ремеслу с 7- 8 лет. Работали зимой
в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближай-ших уездных городах.
Слайд 15
Игрушки или “забавки” стоили на
базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много.
Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, присту-пали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.
Слайд 16
Горны вырывали
почти у каждого дома,
поделки обжигать.
Слайд 17
Весной, до начала полевых работ, как
только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали
в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпи-ча печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свис-тульками.
Слайд 18
После обжига игрушки группировали по сюжетам
для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты,
танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.
Слайд 19
Главное, что поражает при взгляде
на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую
свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появи-лись анилиновые краски. Поначалу краски разво-дили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали исполь-зовать ацетон. Краски стали более стойкими, ярки-ми, даже несколько пронзительно – ядовитыми.
Слайд 20
До наших пор игрушечницы брали
для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску
лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.
Слайд 21
Расписывают свистульки прямо по белой обожжён-ной
глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих
и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на жёлтый - дает оранжевый.
Слайд 22
Женская фигурка олицетворяет великую богиню
“Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать –
кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.
Слайд 23
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это
барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из
животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое..
Слайд 24
В отличие от дымковских, все филимоновские
игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда
находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Слайд 25
Медведь – один из ведущих
персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом
могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.
Слайд 26
Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская.
Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи,
стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.
современный Одоев
река Упа
Слайд 27
Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка
радует - значит, делали ее добрые руки.