Слайд 2
История православных праздников.
История православных праздников восходит ко временам
Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое
начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. В 4—6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Рождественские подарки и украшения. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан. По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Слайд 3
История Появления на Руси.
В конце X веке вместе
с принятием христианства на Руси появились церковные (православные) праздники. Они
были посвящены наиболее значительным событиям священной истории, особо чтимым христианским святым, чудотворным иконам.
В праздничные дни, включая и воскресные, верующим предписывалось «оставлять свои житейские дела и служить одному Богу». Для этого они обязаны были приходить в церковь для общественной молитвы и «для научения вере и добрым делам», а по выходе из церкви заниматься различными богоугодными делами (домашней молитвой, уходом за больными, утешением скорбящих и т. п.). Однако полностью вытеснить из народной памяти древние обычаи, обряды и верования церковь так и не смогла. Даже в конце 1860-х годов народ в некоторые дни часто наряду с церковными совершал и свои «заветные празднества, сопровождая их особенными обрядами, основания и мысль которых противны духу христианской веры». Отдельные реликты древнерусских празднеств сохранились в народном праздничном быту и до наших дней.
Слайд 4
«А который христианин, праздничные дни употребляет на празднословие,
на пересуды, на пьянство, на распутство, на нескромные игры,
на кулачные бои и на другие непотребные дела, тот мало того, что нарушает праздники Господни, а еще оскверняет их, и вместо Бога служит Диаволу, вместо спасения губит душу свою» (священник П. Красовский, 1871год)
Слайд 5
А сейчас я расскажу о
некоторых из них
Слайд 6
Рождество Христово
Самый большой православный праздник после Пасхи (Воскресение
Христа). Празднуется вечером 6-го января (этот день называется “сочельником”)
и днём 7-го января. (Эти даты соответствуют 24 и 25 декабрю по старому стилю).
Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января –сочельник – день строгого поста, в течение которого полагается полностью воздерживаться от пищи “до первой звезды“. Пост же заканчивается с окончанием службы 7-го января.
Слайд 7
Сочельник. Церковь. В сочельник (6-го января) вечером православный народ
собирается в церкви на Рождественскую всенощную (вечерняя служба, состоящая
из трех частей: “Великого Повечерия”, “Утрени” и “Первого Часа”). Всего Рождественская служба длится около трех часов.
После богослужения официально начинается Рождество. При встрече люди приветствуют друг друга словами : “C Рождеством Христовым!” или “с праздником” и отвечают “спасибо, и Вас тоже”.
Праздник. Затем, семьи приходят домой и “разговляются”. Перед едой, все поют стоя Рождественский Тропарь (молитву в честь праздника). Потом все садятся за праздничный стол (к этому времени “первая звезда” уже просияла). Однако, пост еще не закончился. Поэтому к столу принято подавать только постные блюда.
Первый день Рождества. 7-го января, в первый день Рождества, в 10 часов утра богослужение – Рождественская Литургия. Принято вновь семейно ее посетить, а те лица, которые не смогли побывать в церкви в сочельник, на Литургию приходят обязательно. В России 7-ое января – выходной.
Святки. Период с Рождества до Крещения (12 дней) называется святками. Это время, в течение которого продолжаются рождественские празднества. В частности в России принято детям (и не только) ходить от дома к дому и петь колядки (рождественские песни). Поющих же принято угощать сладостями или приглашать к столу.
По православному обычаю Рождество принято встречать следующим образом:
Слайд 9
Крещение Господне.
Относится к двунадесятым праздникам церковного календаря. Крещение
– непереходящий праздник, он имеет определенную дату – 19
января. Как и Рождество, и Пасху, Крещение принято праздновать в ночь с 18 на 19 января. В этот день заканчиваются рождественские Святки. Крещение является одним из самых древних праздников. Согласно Священному писанию, 19 января совершался обряд крещения Иисуса Христа. Спаситель принял крещение для того, чтобы воссоединиться с народом.
Слайд 11
масленица
Масленица— народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с
языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На
Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название.
Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья.
Слайд 13
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)
В этот день,
согласно Евангелию, Иисус Христос на молодом осле въехал в
ворота Иерусалима. Его восторженно встречал народ, приветствовали пальмовыми ветками. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви на дороге под ноги осла и пели хвалебную песню: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!"
Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.
Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне (от царя до простолюдина) отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки.
Слайд 15
Пасха
Главным православным праздником является Пасха. Дню Пасхи предшествовала
страстная неделя с чистым четвергом. В этот день готовились
к празднику: чистили, мыли в избе, пекли, варили, красили яйца. Главным предметом пасхального обряда не случайно считается крашеное яйцо. Яйцо служило символом гроба и одновременно возникающей в нем новой жизни. Непременным угощением в пасхальный день является пшеничный кулич и творожная "пасха" как скоромное питание пустынников, в числе которых некоторое время был Христос. Пасха, как и Масленица, каждый день отмечалась особым образом, и дни недели тоже имели свои названия.
Слайд 17
Троица
Один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Православная церковь
отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В
христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье.
У русских День Святой Троицы был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы. В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков.
На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
отмечают православные праздники у нас