Слайд 2
Шахматы на Руси любили всегда. К концу XIX века в
России шахматы стали довольно распространенной игрой. В Российской Империи уже существовали
шахматные клубы, в которые приходили люди, которые любили играть в шахматы. Они проводили совместные турниры, играли друг с другом, изучали шахматные книги. Но политические взгляды этих людей не всегда были одинаковыми, а иногда и вовсе были противоположными. Недавние противники за шахматной доской – они нередко становились противниками в реальной жизни.
Слайд 3
Некоторые из бывших любителей шахмат стали профессиональными революционерами.
Вождь
революции В.И. Ленин с детства любил играть в шахматы.
Он считал, что шахматы очень развивают логику. Стало знаменитым его высказывание: «шахматы – гимнастика ума». Считают, что Ленин играл в силу современного кандидата в мастера спорта. В.И. Ленин часто играл в шахматы со своими соратниками - Н. Крыленко, П. Лепешинским, В. Старковым.
Сохранилась в записи одна из партий Ленина со Старковым, которую они играли в ссылке в Шушенском. Выиграл эту партию Ленин.
Слайд 4
шахматы играли многие революционеры – Лев Троцкий (историки
пишут, что он часто играл в шахматы в венском
кафе «Централь»), Н.Э.Бауман и многие-многие другие.
Революционеры иногда использовали шахматы не по назначению. В книге З. Воскресенской «Сердце матери» написано, что один раз в шахматном столике революционеры скрыли от царской охранки секретные документы.
Сохранилось много сведений об отношении к шахматам М.В. Фрунзе. Так, известно, что «даже находясь в камере смертников, в ожидании исполнения приговора, он не только с увлечением занимался изучением иностранных языков, но и систематически играл в шахматы. При этом шахматную доску на столе он изготовлял из пепла, а фигуры из черного и белого хлеба. В случаях проверки доска легко сдувалась, а фигуры оказывались в желудке». В тюрьме Фрунзе даже пытался организовать шахматные турниры.
В царских тюрьмах революционеры вообще часто играли в шахматы. Исследователи истории г. Николаева Кирилл Рыжанов и Евгений Разинкин в своем очерке «Шахматный Николаев» пишут: «после революции 1905 года в нашем городе появилось еще одно место, где в шахматы играли почти ежедневно - это был "Николаевский централ" - каторжная тюрьма, где сидели особо опасные политические заключенные. Предоставленный им правительством "умственный досуг" они успешно заполняли шахматной игрой. Революционеры всех мастей и окрасок политической палитры общества, подчас не имевшие на воле и понятия о шахматах, или знавшие о них понаслышке, в тюрьмах проходили "начальный" курс шахматного образования»
Слайд 5
Но и противники революционеров тоже любили шахматы. В
дворянских семьях было принято учить детей этой игре. Шахматы
были в каждой благородной семье. Например, у императора Николая II были шахматы, сделанные самим Фаберже. Царь подарил их генералу Куропаткину «во время Манчжурской кампании, чтобы настроить его на ведение позиционных боев с японцами. Потерпев поражение в той войне, генерал впал в депрессию и сутками напролет играл в шахматы».
В шахматы играли многие государственные деятели, например А.Ф. Керенский.
Но мы говорили пока о любителях шахмат.
А профессиональные шахматисты в период революции так и продолжали свою шахматную деятельность. Они участвовали в турнирах и выясняли, кто из них сильнейший.
В 1905 г. начал выступать в международных шахматных турнирах Акиба Рубинштейн, а Александр Алехин завоевал первый приз в турнире по переписке, который проводился журналом «Шахматное обозрение»
В 1905 г. чемпионом мира по шахматам был Эммануил Ласкер. В 1894 г. он обыграл первого чемпиона мира Вильгельма Стейница. Сохранял звание чемпиона мира Ласкер до 1921 г., когда он проиграл чемпионат молодому кубинцу Хосе Раулю Капабланке.
Слайд 6
Ленин играет в шахматы в гостях у Горького,
1908 год, Капри
Слайд 7
Л.Н. Толстой играет в шахматы с М.С. Сухотиным.
Ясная Поляна. Тульская губерния. Российская империя. 1908 год.
Слайд 8
Менделеев и Куинджи играют в шахматы. А.И.Менделеева наблюдает
за игрой. 1904 г.
Слайд 9
… в 1890 году: уютный семейный вечер у
датской королевы, и за шахматами – ее внук, Николай
Александрович, будущий император всероссийский Николай II.
Слайд 11
Давид Ойстрах и Сергей Прокофьев. За игрой наблюдает
Елизавета Гилельс. Композитор был страстным и талантливым игроком, которому
удалось обыграть таких великих шахматистов как Хосе Рауль Капабланка и Александр Алехин.
Слайд 12
В этом необычном шахматном сражении сошлись два российских
и советских мастера: Пётр Романовский и Илья Рабинович. Состоялся
он в 1924 году в Ленинграде.
Шахматными фигурами выступили люди и лошади, передвигавшиеся по огромной шахматной доске на Дворцовой площади. Чёрными фигурами были служащие ВМФ; а белыми фигурами – бойцы Красной Армии.
Матч продлился пять часов. Его результаты неизвестны, но точно известно, что партии с «живыми шахматами» проводились ежегодно. Их организовывали, чтобы популяризировать игру в СССР.
Слайд 14
Пушкин не только играл в шахматы, но и
внимательно следил за шахматной литературой. Об этом свидетельствует личная
библиотека поэта, в которой можно увидеть знаменитую в свое время книгу А. Петрова «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игр Филидора и примечаний на оные». Этот учебник, изданный в 1824 году, хранился у Пушкина в двух экземплярах. На одном из них имелась дарственная запись автора: «Милостивому государю, Александру Сергеевичу Пушкину, в знак истинного уважения. От издателя» Свою последнюю партию в шахматы поэт сыграл накануне дуэли с Дантесом. Об этом сохранилась запись в дневнике А. О. Смирновой-Россет: «Накануне провели вечер у Мещерских. Пушкин играл в шахматы с Михаилом Виельгорским...
Слайд 15
У Мамацева часто играли в шахматы, а Лермонтов
всегда увлекался шахматной игрой. Между лучшими игроками происходили состязанья.
Шахматное
поле трепетало от напряженья. Каждый квадрат шахматной доски представлялся Лермонтову средоточием определённой, своеобразной силы. Он слушал мелодии, которые звучали ему в стройных математических комбинациях ходов. Его маленькая белая сильная рука уверенно направлялась к фигуре, чтобы передвинуть её в нужном направлении.
Поражённый противник откидывался назад. Потом нагибался вперёд; упирался руками в колена. Склонял голову то вправо, то влево. Думал. Протянув пальцы к фигуре, быстро отдёргивал, будто обжигался. Потом снова протягивал.
Пока партнёр размышлял, Лермонтов на подвернувшемся листке бумаги быстро набрасывал строчки стихов, планы новых произведений. Рисовал человеческие лица, скачущих лошадей…
Полость палатки колебалась, и врывавшийся ветер обвевал своим свежим дыханием зрителей, собравшихся вокруг шахматистов. Он слегка касался разгорячённой щеки поэта, шевелил волосы на его давно не бритом подбородке. Иногда Лермонтов поднимал голову и в откинувшуюся полость видел клочок голубого неба и бегущие облака.