Слайд 2
Хокку и танка
Хокку и танка — древнейшие жанры
японской поэзии. Как первый, так и второй пользовались большой
популярностью у японцев.
Слайд 3
О танка
Танка, по своей сути является короткой песней,
законодательницей японского поэтического жанра. По традиции танка пошла из
народной обрядово-календарной поэзии. Танка сместила длинные стихи, называемые нагаута. Самой распространенной темой средневековой японской поэзии были времена года. Танка также отражала все 4 сезона. Зачастую именно с временами года были тесно связаны хозяйственные дела людей. Отсюда еще одна тема - повседневный быт и простая жизнь людей. Особенностью танка была мимолетность настроения, они полны недосказанностей и словесной игры. Читать танка нужно с напевом в голосе, неторопливо и с чувством.
Слайд 4
Структура танка
Структура танка несложна. Она делится на две
строфы: на трехстишие и двухстишие. Рифмы у танка нет,
но это не мешает ей быть напевной и лиричной. Очень интересно то, что у танка есть своя неизменная схема: первое трехстишие представляет собой какой-либо образ, чаще всего природный, а двустишие раскрывает его, ощущение человеком этого образа, отношение к нему, мысли, чувства по отношению к этому образу. Зачастую получалось так, что один поэт писал начало танка, а продолжение уже писал другой человек. Постепенно складывались стихи, получившие название ренга, которые обозначали нанизывание строф и образование цепочек стихов.
Слайд 5
Я розу дивную
Увидел нынче утром.
Подумал с грустью:
Как, наверное,
она
Недолговечна!
Слайд 6
Лунным сияньем
Залита вишня в горах.
Вижу, под ветром
Дрожь по
деревьям прошла, -
Значит, цветы опадут?!
Кагава Кагэки
Слайд 7
О хокку
Хокку, или хайку, наверное, самый популярный жанр японской поэзии
во всем мире. Этот жанр зародился в 14 веке.
Но в самостоятельный жанр хокку перешла лишь в 16 веке. Вообще хокку изначально означало первую строфу рэнга, или первую строфу танка. Термин хайку — авторский, его предложил японский мастер, поэт и критик Масаока Сики лишь в 19 веке. Роль хайку трудно переоценить, ведь хайку была направлена на демокртизацию японской поэзии. Хайку в то время было новым веянием поэзии, но уже тогда оно освободило все от канонов и правил. Это была настоящая революция в сфере позии. Школа хайку привлекла в свои ряды образованных людей из среды интеллигенции, произошел как бы "сход" поэзии в массы.
Слайд 8
Хокку выросло из простого развлечения крестьян в придворное
стихосложение. При дворе каждого китайского и японского императора был
поэт, который слагал хокку. Часто такие поэты были выходцамии из простых семей, но их мастерство написания хокку было на высоте и император даровал им богатство и титулы.
Основными темами хокку были придворные интриги, природа, любовь и страсть.
Слайд 9
Структура хокку
Если сравнивать хокку с танка, то танка
больше раскрывает суть, но в хокку больше эмоциональности: все
оттенки и краски чувств, эмоций, мыслей и переживаний. Хокку выросло из танка. Хокку — лирическое стихотворение. Основными темами хокку, как и танка, являются темы природы, гармонии человека с природой, изображение жизни человека на фоне круговорота времен года.
Хокку обладает устойчивым метром и своеобразным лиризмом. Мастерство поэта выражается в умении сказать многое в трех строчках.
Хокку состоит из 17 слогов, расположенных в определнном порядке. Обычная схема: 5-7-5. Хокку-трехстишие, поэтому пишется, по правилам, в три строки. Эти ограничения делают написание хокку сложным.
Слайд 10
Мастера хокку
Известными составителями хокку были японские поэты. Самым
известным поэтом был, и по сей день является таковым, Мацуо Басё.
Поэзия этого
автора наполнена глубоким лиризмом, тайным смыслом, правильностью формы.
Старый пруд!
Прыгнула лягушка.
Всплеск воды.
Мацуо Басё