Слайд 2
Оглавление:
1. Священные книги
2. Столпы ислама
3. Исламское
право
4. Различные течения в исламе
4.1. Алавиты
4.2. Исмаилизм
4.3.
Ваххабизм
4.4. Друзы
4.5. Сунниты
4.6.Суфизм
4.7.Харитжиты
4.8. Шииты
5. Страны, где ислам признан официальной религией
Слайд 3
Ислам (араб. الإسلام, al-Islām, «покорность
[воле Бога]») монотеистическая религия, признающая Мухаммеда пророком, посланником Аллаха
для всего человечества. Приверженцы ислама называются мусульманами (от слова араб. مسلمون, муслимуна, «покорные»).
Слайд 4
Священные книги
Священная книга ислама —
Коран, однако боговдохновенными также признаются Таурат Мусы, Забур Дауда
и Инджиль Исы. Поэтому иудеи и христиане считаются не язычниками, а людьми Писания.
Слайд 5
Столпы ислама
Пророк Мухаммад сказал: "(Суть) ислама
заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет объекта
достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это".
Пророк Мухаммад
Слайд 6
Шахада (свидетельство): Нет объекта достойного поклонения, кроме Аллаха
(Единого и Единственного Творца Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаh)
и Мухаммад Его посланник (ва Мухаммадан расуль уль-Ллаh);
Салят (намаз, молитва);
Саум — пост в месяц Рамадан;
Закят — милостыня в пользу бедных;
Хадж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "(Суть веры (Имана) заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного".(«Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима)
Слайд 7
Иман, или вера, включает:
Веру в Единого Бога (таухид,
или монотеизм);
Веру в Ангелов;
Веру в Книги (Святые
Писания);
Веру в Пророков и Посланников;
Веру в Судный день;
Веру в Предопределение (кадар).
Столпы ислама
Слайд 8
Исламское право
Некоторые
элементы Исламской этико-правовой системы называются шариатом. Границы того, что
регулируют право и моральные нормы в исламе и в традиции, идущей от римского права и греческой философии, не совпадают. Нормы шариата различаются в различных течениях ислама и мазхабах суннитов. Шариат основывается на Коране, Сунне (совокупность общепризнанных в данном течении ислама хадисов) и общем согласии мусульманских богословов (иджма). В различных мазхабах и течениях ислама в качестве вспомогательных могут рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также иджтихад (собственное мнение образованного мусульманина). Человеческие поступки могут быть разделены на пять типов: харам (запретное), карахат (нежелательное), мубах (дозволенное), мандуб (желательное) и фард (обязательное).
Слайд 9
Различные течения в исламе
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на
основе общности религии, но этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии. С.Гафуров в частности утверждал, что все различия между течениями в исламе (суннизмом и различными направлениями шиизма) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики, так как для того, чтобы быть мусульманином необходимо и достаточно публичного принятия символа веры, состоящего всего из двух положений: что бог один (таухид) и что Мухаммед является одним из его пророков. Все течения шиизма, как и мазхабы суннизма признают оба положения. Он полагал, что оформление отдельного течение сводится к кодификации и созданию отдельного, самостоятельного квази"мазхаба", то есть правовой школы и норм права.
Слайд 10
Алавиты
Алавиты - название для ряда исламских
религиозное направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов,
стоящих на границе между шиизмом (гулат) и особой религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы Ибн Таймийи) считают, что алавиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряла право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама.
Слайд 11
Исмаилизм
Исмаилизм (араб. الإسماعيليون — al-Ismā‘īliyyūn,
перс. اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — религиозное движение в шиитской ветви
ислама. Возникло в конце VIII в. Имеет свою иерархию имамов. Титул имама — главы общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. Нынешним исмаилитским имамом является Ага Хан IV. Исмаилитов в наше время около 15 миллионов.
Слайд 12
Ваххабизм
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية)
— одно из названий ортодоксального течения в исламе, оформившееся
в XVIII веке. Название «ваххабизм» употребляется только оппонентами этого течения (как правило его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Предшественником Мухаммада ибн абд аль-Ваххаба был Ибн Таймийа (1263—1328), последователем которого и был Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб.
Ваххабиты
Слайд 13
Друзы
Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа,
являющаяся одним из ответвлений исмаилизма. Проживают в Ливане, Сирии,
Иордании и в Израиле. Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов.
Слайд 14
Сунниты
Сунни́ты (от араб. أهل السنة
Ахль ас-Су́нна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного
направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.
Сунниты в Мекке
Слайд 15
Суфизм
Суфи́зм (также тасаввуф: араб. تصوف)
— от арабского слова «суф» — шерсть), мистико-аскетическое течение
в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII—IX веках и окончательно сформировавшееся в X—XII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат). Суфии верят, что мир охраняет иерархическая группа святых, во главе которых стоит так называемый <полюс> (кутуб).
Суфии
Слайд 16
Миниатюра. Хариджиты
Хариджиты (от араб. хаваридж
— выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая
группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифами Али ибн Талибом и Муравией
Слайд 17
Шииты
Шии́ты (араб. шиа — приверженцы,
группировкаВскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила
за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка («шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу.
Слайд 18
Страны, где ислам признан официальной религией.
Распространение ислама
в мире.
Красным цветом отмечены шииты, зелёным - сунниты