Слайд 2
ИСТОРИЯ КОСТЮМА
Старинный женский казачий костюм бытовал на Дону
более продолжительное время, преобразуясь постепенно в связи с изменениями
условий жизни. Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей - все это отражалось в казачьем костюме.
Слайд 4
Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда
они пришли на Дон. Поэтому среди казачек существовало несколько
различных комплексов одежды:
1) с кубельком,
2) с сукманом,
3) с сарафаном,
4) с поневой .
Слайд 5
Платья
Кубелёк
Верхнее платье кубелёк шилось из дорогих тканей –
парчи и шёлка, которые казаки привозили из военных походов.
Кубелёк до пояса застёгивался серебряными, позолоченными или жемчужными пуговицами. Под низ одевалась рубаха из тонкого полотна, ворот, рукава и подол которой выглядывали из – под кубелька. Ворот рубахи украшался золотым шитьём. Выше талии, поверх кубелька надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом.
Слайд 6
Сукман
Сукман— верхняя одежда замужних казачек (разновидность сарафана). Это
накладная одежда, чаще всего синего или черного цвета, шитая
из четырех полотнищ ткани, отличался очень узкими и короткими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемых «базка», «пазука» и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Цветной шнур, идущий по одному из краев пазуки и в соответственных местах не пришитый к нему, образовывал петли. Вдоль подола сукман обшивался широкой шелковой лентой красной или синей, а по самому краю гарусском (род тесьмы, плетенной особым образом на пальцах). Сукман подпоясывался плетеным красным или синим поясом с кистями.
Слайд 7
Понева
Красную поневу (юбку) из трех полотнищ домодельной ткани
казачки носили с рубахой и рогатой кичкой. Самым легким
и простым вариантом её изготовления был способ, когда кусок ткани оборачивался вокруг бедер, а если это делалось сверху рубахи, то её не нужно было даже сшивать.
Слайд 8
Понева относится к самой древней одежде, наравне с
рубахой.
Вид поневы сзади.
Слайд 9
Юбка с кофтой
Яркий красочный старинный женский костюм постепенно
уходит из быта, и преобладающим становится комплект одежды с
юбкой и кофтой.
Летом носили юбки из холста , а зимой - из шерсти. Если юбка и кофта шились из одного и того же материала, такой костюм назывался «парочкой».
Слайд 11
Костюм с запаской и завеской
Запаска — длинный кусок
плотной материи, сотканной в цветные полосы, служивший казачкам до
19 века вместо юбки. Название от «запахнуться», потому что, действительно, запахивалась вокруг бедер и связывалась впереди пояском; передний раствор прикрывался длинной занавеской.
Запон (завеска, хвартук) был неотъемлемым элементом женского костюма. Запоны различались праздничные и будничные (расхожие). Это род короткого фартука с пришитой небольшой грудинкой, по шву закладываются мелкие складочки. Завязывается вокруг талии тесёмками. С левой стороны пришивался карман.
Слайд 12
Шуба
Зимним нарядом казачкам служила донская шуба, длинная до
пят, азиатского покроя в виде запахивающегося халата, колоколом расходящемся
книзу. Обычно шилась на лисьем или куньем меху с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом (зеленого или синего цвета с черными узорами), тисненой узорной шерстью. Вся шуба вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена поречней (мехом выдры, в старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также шились женские шапки с атласным верхом).
Слайд 13
Головные уборы
Кичка
Голова у казачки всегда должна была быть
покрытой. Это связано с поверьем древних славян о том,
что волосы женщины обладают магической силой.
Выходя замуж, она становилась членом чужого рода , и чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, казачка должна была тщательно скрывать все до единого волоска.
Слайд 14
Женский головной убор в народном костюме выражает идею
неба. Символически это выражается солнцем, птицей. Кичка («утка») —
старинный головной убор замужних казачек.
Ходили в кичках все поголовно.
Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом.
Слайд 15
Повойник
В повседневной жизни женщины носили повойник –
мягкую шапочку, поверх которой повязывался платок или надевалась кичка.
Слайд 17
Обувь донской казачки
Ичиги
Особой любовью пользовались мягкие сапоги без
каблуков из расшитой, разноцветной кожи— ичиги.
Слайд 18
Гусарики
С нарядной одеждой носили обувь европейского типа —
кожаные ботинки на шнурках. Гусарики — праздничные кожаные цветные
сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей.
Слайд 19
Туфли
С праздничным платьем казачки обували туфли из
сафьяна.
Слайд 20
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями.
Отруби их, и дерево погибнет». Так и народ не
знающий своей истории и культуры, обречен на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с лица земли вообще.
Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно , что назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, от злых сил, но и быть паспортом и визитной карточкой одновременно… Когда молодые казачки шили себе приданое, они не только учились рукоделию, но и узнавали свою историю, культуру, обычаи, т.к. такие посиделки всегда проходили с песнями, былинными рассказами, которые пели и рассказывали старшие женщины. Этот костюм не изменялся около 300 лет, сохранив традиции и культуру XVIII-XIX вв.