Слайд 2
Актуальность темы:
Очень интересно говорят, что платок – важная
деталь народного костюма и занимает целую нишу в русской
культуре. Упоминание о платке мы находим в обрядах, обычаях, песнях, частушках, различных суевериях и гаданиях( см. Приложение ). Он был обязательной принадлежностью замужних женщин. Мне стало интересно, как это история народа отражается в головном уборе – платок, и что тут такого необычного.
Я считаю эту проблему актуальной. Актуальность исследования платка определяется тем, что она является нашим «неизбежным» предметом гардероба и активно влияет на все биологические объекты, в том числе и на человека.
Слайд 3
Цель работы
определить художественные особенности платков разных народов, опираясь
на его историю.
познакомить учащихся с историей появления
платка и шали, способам изготовления;
показать платок во всем его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного костюма;
пробудить интерес к народным традициям, традициям других народов;
способствовать формированию уважения к труду и таланту мастеров, понимание красоты, вкуса;
расширить свой словарный запас.
Слайд 4
Задачи:
изучить научную литературу по данной проблеме;
выявить художественные
особенности павлопосадского стиля;
Узнать историю возникновения платка, шали
определить ,
с чем связана красота и простота в платках;
Как изменяется рисунок в платках со временем;
Найти платочкосодержащие песни ,стихи, частушки;
Узнать, как изготавливают платок, научиться самой;
Предложить инструкцию по подбору и по ношению платков.
Слайд 5
Объект исследования: разные платки.
В своей работе я ставлю
следующую гипотезу, «Русские платки - отражение души народа», что наглядно говорит
о духовном и материальном человеческого начала . Я постараюсь опровергнуть или подтвердить эту гипотезу.
Слайд 6
Практическая часть.
Исследовать платки разных народов: русских,украинцев, башкир,
татар, еще дл сравнения взять платки мусульман, индийцев.
Подробно
познакомиться с художественными особенностями павлопосадского стиля.
Определить своеобразие платков с течением времени: изменились или нет.
Сравнить рисунки платков, заимствования каких элементов и у каких народов были, с чем это связано.
Составить инструкцию по подбору и ношению платков.
Найти в разных источниках пословицы со словом платок, платочкосодержащие стихи, песни.
Слайд 7
Методы исследования:
работа с научной литературой;
поиск информации во всемирной
сети Интернет;
практические методы: наблюдение и сравнение;
Слайд 8
Некоторые факты из истории платка
В раннехристианскую эпоху (300-600гг.)
головной платок был неизменным атрибутом женского костюма.
Святая
Великомученица
Екатерина
Слайд 9
Некоторые факты из истории платка
Мужской шейный платок поначалу
имел исключительно прикладное значение - еще воины Древнего Китая
и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра.
Статуя терракотового воина
из армии китайского
императора Цинь Шихуанди
Слайд 10
Некоторые факты из истории платка
В Европе моду на
платки как украшение ввел Людовик XIV. На одном из
парадов он увидел хорватское войско, форменная одежда солдат которого включала шейные платки, и был настолько впечатлен этим ярким предметом гардероба, что на следующий день заказал для себя целую дюжину подобных. А позже Король-Солнце сделал платки символами принадлежности к дворянству, и носить их стало настоящей роскошью.
Людовик XIV
«Король-Солнце»
Слайд 11
Некоторые факты из истории платка
Православная традиция всегда требовала,
чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась
на людях.
Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым), а замужние надевали платок поверх головного убора.
Слайд 12
На Руси платок появился в 17 веке. До
него женщины покрывали голову убрусом – белым льняным полотенцем
от 70 см до 3 м со славянской вышивкой. А в 18 веке в русский язык из персидского пришло слово «шаль» - большой узорный платок. С 19 века платок становится уже неотъемлемым символом русского народного костюма. Тогда же появляются его вариации: косынка, полушалки.
В каждой губернии были свои традиции по ношению и завязыванию платка: его завязывали под подбородком, раскидывали по спине, обматывали вокруг шеи, пристёгивали к сарафану и к головному убору, перекидывали через плечо. Также у каждой губернии были и свои «модные» росписи платков. Самые известные на сегодняшний день – павлово-посадские и оренбургские платки.
Слайд 13
Некоторые факты из истории платка
Первые сведения о появлении
в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще
в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.
Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые поддевки-телогрейки и платки, связанные из пуха коз.
Слайд 14
Некоторые факты из истории платка
Павлово-посадские платки появились в
первой половине XIX века. Первоначально они изготавливались методом ручной
набивки, а в 70-х годах ХХ века ручную технологию сменила машинная. С тех пор платки стали не столь многоцветными, поскольку ручная набивка позволяет художнику не ограничивать количество цветов, а машинная допускает максимум 10 цветов в рисунке. Фантастически закрученный яркий рисунок, потрясает воображение каждого человека. Цветы и орнамент на нем оживают под кистью автора. Художник может заставить их трепетать и изгибаться как от дуновения ветра или застыть, картинно повернувшись к зрителю.
Слайд 15
Некоторые факты из истории платка
Шелковый платок – одна
из тех вещей, которые, дополняя наряд, создают неповторимый образ.
Практически ни одна девушка или женщина не сможет отказаться от соблазна украсить свой повседневный костюм шелковым платком.
Впервые шелк появился еще в Древнем Китае примерно в V веке до н.э. на берегах Великой Желтой реки. В средние века шелковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век).
Слайд 16
Шелковые платки в технике «БАТИК»
Слайд 17
Шелковые платки в технике «БАТИК»
Слайд 18
Шелковые платки в технике «БАТИК»
Слайд 20
Лето красное ярко цветет на платках,
Словно зарево, шали
красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах
Самобытный характер России.
Не
платок — красота, всех красавиц мечта
На головках девичьих играет.
Как набросят платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает.
Н.Скегина
Слайд 21
Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому
труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и
красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов
Слайд 22
Павловские платки получили своё название от имени небольшого
города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского
Посада – один из старейших российских текстильных центров
Слайд 23
В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл
фабрику по выпуску шелковых платков. В середине XIX его
правнук Яков Лабзин начал производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком
Слайд 24
Более 200 лет тому назад на ткани набивали
рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого
доски двух типов: “манеры” и “цветы”. “Цветок” резали из дерева, и с их помощью наносили краски, причем каждый цвет “требовал” отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”
Слайд 25
Сегодня павловопосадские платки создаются уже не с помощью
резных досок, а с помощью специальных шелковых или капроновых
сетчатых шаблонов. Такая печать позволяет наносить неограниченное число цветов, получать на ткани тонкий изящный контур
Слайд 26
Платок – не просто головной убор, а символ
любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка,
посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица!
Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение
Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье
Слайд 27
Узорные платки и шали носили и в городах,
и в деревнях. На Руси женщины всегда любили покрывать
голову платком, потому что это удобно и красиво. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком
Слайд 28
В старину на Руси самым желанным подарком для
женщины был платок.
Его дарил хозяин дома, отец, брат
или
жених в знак добрых чувств,
любви, внимания.
Платок носят и сегодня.
Слайд 29
Павло - посадские платки набивные, шерстяные и полушерстяные
платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникли в подмосковном
городе Павловский Посад в 1860 - 1880 - х гг.
В росписи павловских платков преобладают пышные цветовые букеты и гирлянды.
По - прежнему популярен орнаментальный мотив "турецкие огурцы", заимствованный у индийских шалей.
преобладает молочно - белый, черный, красный, темно - синий, вишневый фон.
Слайд 30
А в платке то самом: поле, поле
цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живёт:
Реки…горы…дороги и нивы!
Слайд 31
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа
и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
Слайд 33
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
«Одевай
и носи на здоровье!
Он теплом и любовью
тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!»
Слайд 38
Русская шаль не только согревает, но и украшает
женщин. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами русской
природы
Слайд 39
Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из
символов русской традиционной культуры.
Слайд 40
Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.
Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павлово-посадского
платка. Обычный рисунок павлово-посадского платка - от крупного по краям к мелкому в центре. По углам - крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами (тем не менее, даже самые мелкие части орнамента тщательно прорисованы).
Слайд 41
Число тонов в рисунке от 10 до 18,
может доходить до 30. Не удивительно, что павлово-посадские платки
отличаются удивительнейшей красочностью. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Такое великолепие павлово-посадского платка было основано на искусстве резчиков набойных досок (с них на ткани печатался рисунок)
Слайд 42
Издавна знаменитый рисунок павлово-посадских платков - это цветочные
букеты и гирлянды. У индийских кашемировых шалей, приобретших популярность
в Европе во времена Наполеона, мастера Павловского Посада позаимствовали орнамент «турецкие огурцы». Излюбленные цвета фона павлово-посадских платков - белый, черный, красный, темно-синий и вишневый (цвета, традиционно ассоциирующиеся с роскошью).
Слайд 43
Пейсли- декоративный орнамент каплеобразной формы.
Слайд 44
В конце 50-х годов прошлого столетия появились современные
печатные машины, техника фотопечати, и с тех пор в
Павловском Посаде изготавливается совсем немного платков ручной набойки. Но даже тиражированные платки, изготовленные с помощью современных методов печати, сохраняют традиционный павлово-посадский колорит: роскошь расцветки и точность рисунка.
Слайд 45
Основы промысла, прославившего Оренбург, были заложены в конце
XVII века, когда эти земли начали заселяться казаками.
Суровый климат
здешних мест требовал одежды теплой, но легкой. Казачки переняли у казахов и калмыков рукоделье из козьего пуха.
Оренбургский платок
Слайд 46
Оренбургский платок
Очень тонкий, словно нежное кружево, мягкий, как
облако, оренбургский народный платок - не просто старинный народный
промысел, это еще визитная карточка этой местности, предмет гордости и верности своим традициям.
Слайд 47
Вскоре пуховые, кружевные платки стали популярны у разных
народов. получили признание на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе.
Посетителей
неизменно восхищали белые ажурные паутинки, которые умещались в скорлупе гусиного яйца, свободно проходили через обручальное кольцо, весили 250 - 300 граммов и грели не хуже свитера.
искусство вязания пуховых платков живо и поныне. сохранились и старинные узоры - снежинки, кошачьи лапки, лучики...
Слайд 48
Купить оренбургский пуховый платок ручной работы значит приобрести удивительную
вещь: красивую, тонкую, изящную, долговечную, практичную и полезную. Кроме
того весьма оригинальную, потому что двух совершенно одинаковых пуховых изделий, изготовленных вручную, не существует.
Каждое создано мастерицей, индивидуально, в нем таится частичка души, вдохновения и доброты создательницы. Оренбургский пуховый платок впервые получил мировое призвание еще в середине XIX века на международной Парижской выставке, а спустя десять лет завоевал первую медаль. С тех пор продажа пуховых платков стала народным промыслом.
Слайд 49
Пуховый платок с зубцами
Артикул: 1с130
Состав: пух - 75%,
па - 25%
Слайд 50
В городе Оренбург пуховый платок давно перестал быть
обычным народным промыслом. Это символ, визитная карточка города и
области, предмет гордости горожан и постоянный источник вдохновения для поэтов, писателей и художников. Он идеально выступит в роли подарка, сувенира, который поразит не только красотой, но и практичностью, ведь оренбургские пуховые платки служат очень долго, согревая и украшая своих обладательниц.
Слайд 51
Платок – важная деталь народного костюма и занимает
целую нишу в русской культуре. Упоминание о платке мы
находим в обрядах, обычаях, песнях, частушках, различных суевериях и гаданиях. Он был обязательной принадлежностью замужних женщин. Высшей степенью оскорбления считалось сорвать платок с головы. Женщины надевали платок поверх головного убора, а девушки – прямо на голову.
Слайд 52
Уникальность русских народных платков в их красоте, узоре
и в их качестве. Настоящие платки делаются вручную. Это
не только красиво, но и тепло и удобно.
Слайд 53
Шелковые платки с разнообразной тематикой.
Это индийский шелковый
платок.
Слайд 54
Большой популярностью пользуется русский платок в народе. Ему
посвящают песни, стихи. Поэт Сергей Есенин принёс свои первые
стихи в типографию завязанными в деревенский платок
Стихотворение С. Есенина
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри чёрные змейкой трепал ветерок.
Выходили парни бравые
За гуменные плетни,
А девчоночки лукавые
Убегали – догони!
Над зелёными пригорками
Развевалися платки.
Слайд 55
Поэт Александр Блок видел родную Россию в образе
женщины в платке узорном.
Стихотворение А. Блока
- Ну, что ж?
Одной
заботой боле,
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же –
Лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в пыли дорожной
Мгновенный взор из-под платка…
Слайд 56
Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
А платки на
нас какие –
В ярких красках расписных!
Снова красненький платочек
На
кудрях своих ношу.
На кого взгляну разочек -
Вмиг того приворожу.
Частушки
На платочке два цветочка –
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает
Только я да миленький.
Я иду, иду, иду –
Платок валяется на льду.
Какого ты себе нашла,
. Такого я себе найду.
Слайд 57
Стихотворение «Платок»
Бушует ветер,
Гром гремит,
И небо мрачное ворчит.
Рокочут тучи
грозовые,
Летят по миру ветры злые,
Сверкают молнии резные.
Листва у тополей
шуршит,
Вода в реке бурлит, шипит,
А над рекой платок летит.
Он развернётся и свернётся,
То быстро в даль он понесётся,
То, вдруг, задумавшись, уймётся.
Его полёт не бесконечен,
Поплачет он, что был беспечен,
Ведь жизни миг его не вечен.
Гроза пройдёт – он упадёт,
И кто-нибудь его найдёт,
Возьмёт к себе и жизнь прервёт.
Увы, он угомонится,
Заставят с волею проститься
И в тишине пустой забыться.
Слайд 58
Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павлопосадский
платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.
А в
платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка улыбаясь, ткачиха глядит:
«Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет: промозгло и больно!»
Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павло-посадский платок…
Павлопосадский платок
Слайд 60
Для того чтобы сделать платок, необходимо сначала представить
человека, который будет его носить.
Слайд 61
Затем нарисовать форму платка. Придумать композицию
Композиция –
гармоничное
расположение элементов
изображения в художественном
произведении.
Слайд 62
Найти композиционный центр
Композиционный центр – это самый интересный
участок изображения, который несет смысловую нагрузку.
Помни, все элементы
композиции
должны
дополнять друг друга.
Слайд 63
Ритм - еще одно важное средство композиции.
Чередование
одинаковых элементов в определенной последовательности
называется ритмом.
Слайд 64
.
Контраст и цвет – еще два средства композиции.
Композиция,
построенная на
контрасте форм, тонов или
цветов, - более активна,
динамичная.
Композиция,
в которой присутствуют
сближенные цветовые сочетания,
производит спокойное, мягкое,
легкое впечатление.
Перечисленные средства композиции помогут вам создать прекрасные вещи.
Слайд 65
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 66
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 67
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 68
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 69
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 70
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 71
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 72
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 73
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 74
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 75
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 76
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 77
Платки любят носить все и в любом возрасте!
Слайд 78
Старинный украинский платок (хрустка с украинским орнаментом( ему
более 100 лет).
Слайд 79
Мусульманский головной платок-виды .
Слайд 83
Мода со временем меняется – а платок остается.
Наша
гипотеза подтвердилась- платок действительно является неотъемлемой частью жизни любого
народа. «Русские платки - отражение души народа», что наглядно говорит о духовном и материальном человеческого начала.
Слайд 84
Использованный материал:
1.В. Н. Аршинова http://festival.1september.ru/articles/613971/
2.И. Н. Котова,
А. С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла».
Санкт-Петербург. «Паритет». 2003г .
3.А. М. Маринина http://festival.1september.ru/articles/504965/3.А. М. Маринина http://festival.1september.ru/articles/504965/ 4.Павловопосадские платки http://spbart.clan.su/Less8.htm
5.Русские платки http://vse-plaki.ru/
6.http://igrushka.kz/vip38/platoc.shtml
7. http://sveigo.ru/secret.htm
8. http://bookplaneta.ru/videouroki/4300-sekrety-fokusov-dlya-detej-ot-
9. http://www.kakprosto.ru/kak-95161-kak-zavyazat-bolshoy-platok#ixzz2vDjExexy