Содержание
Введение
1. Появление матрёшки на Руси
2. Матрёшка как символ России
Музей матрёшек
Стихи про матрёшку
Заключение
Список литературы
Слайд 3
Введение
Мир игрушки удивительно
многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и
традиция.
С помощью игрушки ребёнок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых.
Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках. Ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденная живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.
Слайд 4
1. Появление матрёшки на Руси
Кто не знает матрёшку?
Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет
почти столетнюю историю. Не смотря на всеобщую известность, история происхождения матрёшки остается тайной, и к единому мнению ее исследователи так и не пришли. Существует несколько версий возникновения матрёшки.
Первая - это то, что русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время, когда в обществе стал проявляться интерес к русской культуре, к искусству. В связи с этим возникло целое художественное направление под названием «русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал так называемый мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) был крупный русский промышленник и прекрасный знаток искусства.
Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний и уездов России. Они передавали особенности женской народной одежды.
Слайд 5
Эта матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в
вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую
в руках чёрного петуха. Среди девочек был даже мальчик. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пелёнки младенца.
В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником, создателем «русского стиля» в искусстве, членом мамонтовского кружка С.В.Малютиным (1859-1937). По его эскизам лучший игрушечник из Сергиева Посада В. Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, которая состояла из восьми фигурок.
Слайд 6
А ещё говорят что, то ли из Парижа,
то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую фигурку
игрушечного лысого старика, сердитого на вид и с узкими глазами Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки.
В наше время ещё ссылаются на легенду о японском происхождении матрёшки. Якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет.
самое правдоподобное предположение происхождения матрешки — это старая русская
традиция вытачивания и росписи деревянных пасхальных яиц. Ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
Слайд 8
Деревянную куклу назвали матрёшкой не случайно. Поскольку одним
из самых распространенных деревенских имён в то время было
имя Матрёна, ласкательное Матрёнушка, Матрёшка, то и куклу назвали матрёшкой. Также это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем. Вот так и родилась эта «деревянная девочка».
Каждый, кто её делал, старался придать ей что-то своё, индивидуальное. Ведь делали игрушки вручную из дерева. Больше всего подходили липа и береза. С помощью ножа придавали фигурке форму, а потом расписывали её красками. А начинал свою работу мастер с самой маленькой матрёшечки. И лишь потом все больше и больше.
Слайд 9
Чтобы матрёшки получались красивыми, мастера слушали русскую народную
музыку. И вот матрёшка готова, но нужно её еще
высушить. Поэтому матрёшек выносили на воздух. Летом к пруду, а зимой раскладывали прямо на снегу фанеру, бумагу и на них все расставляли. Снег белый, а игрушки как полыхающая радуга – в них малиновое, зелёное, синее, желтое, алое.
Все такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали ее люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замершей речкой, и во дворах. Снег и цветы – вот какое чудо! Говорят, что когда поблизости никого нет, игрушки начинают водить хороводы и тихо поют.
Слайд 10
Что касается количества мест, то самой распространенной и
поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются
также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. А в Семёнове самая большая достигала по численности 72 предмета, высота её была 1 метр.
Слайд 11
2. Матрёшка как символ России
Матрёшка - пожалуй, это
самая известная русская кукла во всем мире – символ
России. Ни один сувенирный магазин не обходится без этой красавицы с загадкой внутри. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причём, чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполняется. Матрёшка – это тепло и уют в доме.
В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек. Это подмосковный Сергиев Посад, Нижегородские центры в городе Семёнове, в сёлах Полховский Майдан и Крутец. Известны расписные - вятские, тверские, марийские, мордовские матрёшки.
Слайд 12
Искусство росписи матрёшки шагнуло за пределы России, центры
по её росписи появились на Украине и Белоруссии. Стремительное
развитие получило искусство авторской матрёшки, есть даже музыкальные матрешки. Но всё-таки, из всего этого многообразия матрёшек, существуют три самых знаменитых матрёшки. Это матрешки из городов Сергиева Посада и Семенова и третья матрешка из поселка Полховский Майдан. И правда, хотя все они разные, но каждая из них является желанным гостем в каждом доме, ведь во все времена считалось, что: русская матрёшка – символ дружбы и любви!
Слайд 13
Также по сей день матрёшка
остаётся символом материнства и плодородия, поскольку кукла с многочисленным
кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Даря ее своим близким, мы желаем им счастья и благополучия.
А ещё, матрёшка станет официальным сувениром Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
Слайд 15
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень
ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
4. Стихи про матрёшку
Все они матрёшеньки.
Все они милёшеньки.
Все с аленькими щёчками.
Под пёстрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие
Слайд 16
Заключение
Народная игрушка стала узаконенным явлением, ею заинтересовались художники
и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и
не малое место. Мастера, делавшие игрушку из дерева, превосходно чувствовали и "понимали" качества и свойства, красоту материала и в то же время техника изготовления игрушек, как правило, была удивительно простой и незамысловатой.
Коллекция матрёшки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас, что эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребёнком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.