Слайд 2
Свободная сюжетная игра –
самая привлекательная
для детей дошкольного возраста деятельность.
В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Играя, ребенок примеряет на себя разные роли.
Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.
Слайд 4
Значение игры для развития ребенка
Субъективное, внутреннее ощущение свободы
Наличие
внутреннего эмоционального комфорта
Развитие способности к воображению, образному мышлению
Освоение правил
взаимодействия
Слайд 5
Развивающие функции игры
Сюжетная игра строится как цепочка условных
действий с предметами.
Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых
взаимодействий.
Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
Слайд 7
Цель педагогических воздействий
Формирование игровых умений,
обеспечивающих самостоятельную
творческую игру детей,
в которой они по собственному
желанию
реализуют разнообразные
содержания, свободно вступая во
взаимодействие со сверстниками.
Слайд 8
Принципы организации сюжетной игры
Воспитатель должен играть с детьми
на протяжении всего дошкольного детства
Воспитатель должен играть вместе с
детьми (позиция «играющий партнер»)
На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Слайд 10
Средство формирования
игровых умений
Однотемные
Одноперсонажные
Однотемные
Многоперсонажные
Мнотемные
Многопресонажны
Сюжет игры
Слайд 11
Условия активизации
самостоятельной игры
Формирование игровых умений в совместной
игре воспитателя с детьми.
Создание условий для самостоятельной детской игры.
Слайд 12
Организация игры
в первой младшей группе
Формирование сюжетной игры
осуществляется на фоне постоянной
организации условий для
элементарного предметного
взаимодействия детей друг с другом.
Слайд 13
Использование предметов
стимулирующих к зеркальным,
взаимоподражательным действиям,
направленным
друг на друга.
(мяч, машинка, кубики)
РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ
РЕБЕНОК РЕБЕНОК
Слайд 14
Формирование условного
игрового действия
Что делает ребенок фактически
Что данное
действие означает
Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки -
копии настоящей вещи.
Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем.
Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом
Слайд 15
Задача педагога
Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной
игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.
Связывать два-три игровых действия в
смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие.
Слайд 16
Приемы руководства игрой
Игры – инсценировки
«Игра рядом»
Совместная
игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель
формируемого способа игровой деятельности.
Слайд 17
Устранение «застреваемости» у детей во время организации
сюжетной
игры
Подключение воспитателя к уже возникшей игре.
Цель: расширение смысла
игровой ситуации для ребенка.
Подключение к самостоятельной деятельности ребенка.
Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.
Слайд 18
Организация игры
во второй младшей группе
Задачи:
Развитие игры
каждого ребенка с опорой на его личные интересы.
Действия с
игрушками сопровождаются ролевыми диалогами.
Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре.
Слайд 19
Формирование игрового действия
Умение принять на себя игровую роль
и обозначить ее для партнера.
Умение осуществлять специфичные для роли
условные предметные действия.
Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Слайд 20
Формирование ролевого поведения
Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия
с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной,
продавец - покупатель)
Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)
Слайд 21
Принципы формирования
сюжетной игры
Воспитатель играет вместе с детьми.
Воспитатель
развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение.
Ролевое
поведение ребенка сразу ориентируется на партнера.
Слайд 22
Организация игры
в средней группе
Задачи:
Формировать умение изменять свое
ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
Умение игровую
роль.
Обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Слайд 23
Условия развития игры
Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой
структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи
со всеми остальными.
Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).
Слайд 24
Принципы формирования
сюжетной игры
Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие.
Активизирует
ролевой диалог.
«Замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Слайд 25
Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами
стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные
сдвиги в самостоятельной детской деятельности.
Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли.
В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).
Слайд 27
Организация игры в старшей и подготовительной группах
Задачи:
Овладение новым,
более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра-придумывание).
Слайд 29
Этапы работы над игрой
Сориентировать детей на слушание друг
друга, продолжение рассказа партнера.
Начинать преобразовывать известную сказку с изменения
главного героя, его задачи, волшебного средства.
Слайд 30
3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и
реалистических элементов.
4. Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в
процессе «телефонных разговоров».
5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.