Слайд 2
Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому,
что играют.
Слайд 3
Проблема: Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых
первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не
натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность.
Слайд 4
Актуальность избранной мной темы на
современном этапе определяется ФГОС.
Т. е. педагогика из «дидактической
становится развивающей», а значит использование элементов игровых технологий, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра.
Слайд 5
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал
(планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и
родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в кружках.
Слайд 6
Научная новизна и теоретическая
значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих
способностей дошкольников средствами музыкально - игрового искусства, в разработке форм и методов работы с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, в обозначении основных направлений организации музыкально- игровых технологий.
Игровые технологии могут использоваться на музыкальных занятиях как: самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия или его части, или как технология культурно-досуговой работы.
Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в
доступной игровой форме посредством музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
•Способствовать усвоению знаний в музыкальной и игровой деятельности.
• Развивать природную музыкальность детей через игровую деятельность .
• Использование игровой технологии во всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
•Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
•Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые через музыкальные игры на занятиях.
•Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Слайд 8
.
Алгоритм музыкального
занятия и использование игровой деятельности в моей практике.
Приветствие.
Музыкально- ритмические
движения.
Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.
Пальчиковая гимнастика.
Слушание музыки. Изобразительные движения и жесты, мимика.
Распевание, пение.
Танец, игра.
Слайд 9
В своей практике
стараюсь ориентироваться на элементы театральной импровизации, зрелищности.
Процесс игровой
деятельности, на музыкальных занятиях, неразрывно связан с песенным творчеством, в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки ,т.е. элементы игровых технологий присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.
Поэтому игровой технологии в моей работе отведено особое место. Она охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.
Слайд 10
Например «Курятник»
-готовлю атрибуты: петушка, курочку, цыплёнка,
кубики или погремушки.
Приветствие: Здороваемся с петушком, курочкой
и цыплёнком подражая их голосам.
Музыкально- ритмические движения. Ходим маленькими шажочками как цыплята, как курочка, и как петушок – высоко поднимая ножки. Машем крылышками.
Играем на шумовых инструментах: Петушок в руках воспитателя пляшет.
Пальчиковые игры: показываем - как петушок и курочка открывают клювики.
Слушание: Курочка . Н. Любарского
Пение: Петушок Р.н.п., Цыплята муз. А.Филиппенко сл.Т Волгиной. (Разучиваем, инсценируем)
Танец: Под Р.Н. мелодию, машем «Крылышками», топаем, выставляем ножку на пяточку, и т.д. Петушок или курочка у воспитателя на руке.
Игра: «Я, весёлый петушок. Золотой гребешок. Буду вас догонять и в курятник загонять!» Дети у бегают, Петушок догоняет. – под весёлую музыку.
В конце занятия Петушок прощается с детми.
Слайд 11
Обычно занятие начинаю с распевания и песенок «Приветствия»:
«Здравствуйте, ребята».; «Здравствуйте ладошки»; «Зашагали ножки…» и др.
Слайд 12
При использовании игровой технологии в музыкально — ритмических
движениях выбираю наиболее доступный и эффективный путь объяснения данного
музыкально-двигательного задания.
В Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
При выполнении любого плясового движения, например «Пружинка» можно использовать « подговорки» - рифмовонные стишки с описанием движения.
Например:
ПРУЖИНКА, РАСПАШЕНКА. И т.д.
Слайд 13
ПРУЖИНКИ.
Ножки рядом мы поставим
Танцевать мы их заставим.
Вниз-вверх, как
пружинки,
Пляшут наши балеринки.
РАСПАШЕНКА.
Шире руки распахните,
Друг на друга поглядите,
Распахните не
спеша,
Будет пляска хороша!
Слайд 14
Игра на инструментах — интересная полезная музыкальная
деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его
и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах. Детям помогаю самим выбирать тот или иной инструмент, и с моей подсказкой решают, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее).
Слайд 16
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание
использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти
игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык. Пример: «Мы капусту рубим…»
Слайд 17
«У девочки у Зиночки полная корзиночка…»
Упражнения на правильное
дыхание
«Понюхать цветок», -вдох короткий носом, выдох длинный ртом.
«Самолёт»
Слайд 18
Слушание музыки.
Я предлагаю детям закрыть глаза
и прислушаться. В это время включаю фонограмму «звуки леса»,
«Болезнь куклы», «Охота» -сентябрь из сюиты «Времена года» Чайковского и т.д. предлагаю рассказать детям что они представили слушая музыку. Какая музыка :грустная или весёлая; быстрая или медленная и т.д. Затем говорю название музыкального произведения, показываю портрет композитора, рассказываю, о чём писал музыку композитор. И мы сравниваем представления детей с замыслом автора.
Слайд 20
Мимика и жесты
Например, спрашиваю детей: «Знаете, что такое
«мимика»? Выслушиваю их ответы, предположения, затем поясняю: «Мимика –
это изменение нашего лица, а меняется оно с изменением настроения. Покажите, каким бывает ваше лицо, когда вы: грустите, удивляетесь, сердитесь, радуетесь и т.п.» (Дети показывают.) «А теперь я вам что-то покажу, а вы попробуете угадать, что - же это значит». Показываю жесты «до свиданья», «тише», «нет», «да», дети угадывают. «Может мне кто-то из вас ответить, как называется «язык» на котором я с вами говорила?» Поясняю: «Это жесты. Язык жестов. Им пользуются только актеры? Нет. Он понятен и нам».
Слайд 23
Песня
Много времени уделяю вокальной подготовке детей. Детям
очень нравится инсценировать песни
Слайд 27
Танец
В танцевальном творчестве воспитываю интерес
и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок,
петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики др.
Слайд 31
Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации,
их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства
детей с искусством театра, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Также используем экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для развлечений (лес с появляющимися животными и птицами – передающие атмосферу весеннего леса, или как Фон к 9 мая и т.д.).
Слайд 33
Для меня важно вносить в жизнь детей Музыкальные
театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими
навыками в свободной деятельности.
Слайд 35
Мною были приобретены и изготовлены дидактические пособия, которые
помогают в решении данной задачи. Изготовила вязанные маски персонажей,
грибочки, листочки и т.д. Создала и пополняю картотеки: , «Путешествие в мир эмоций»; «Музыкальные игры»; «Логоритмика»; «Песенки – Приветствия, Распевки, Прощания»; «Подговорки» - к танцевальным движениям; «Пальчиковые игры» и т.д. Все это значительно улучшает качество работы и стимулирует интерес детей к данному виду деятельности.
Слайд 38
Результаты использования игровых технологий на муз. занятиях:
-
дети легче усваивают и запоминают материал занятий;
-получают удовольствие
от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
-в процессе игр дети получают специальные знания умения, навыки.
-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Слайд 39
Слайд №39.Методическая литература.
В процессе написания
опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования
К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О.П. «Слушаем музыку»,
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,
Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь»