Слайд 2
Актуальность
В играх испокон веков дети проявляли
и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу
семьи. Народные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.
Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).
Слайд 3
Тип проекта : информационный, игровой.
Продолжительность проекта : средне - срочный
По
характеру контактов : групповой.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Возраст детей : 4-7
лет.
Слайд 4
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей элементарных
представлений о культуре и традициях русского народа через подвижную
игру.
Слайд 5
Задачи проекта:
Формирование у детей целостного отношения к национальной
культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных
связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
Слайд 6
Направления работы по приобщению детей к русской национальной
культуре
Создание предметно – развивающей среды.
Широкое использование фольклора (сказок, песен,
пословиц, поговорок и т.п.)
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Знакомство с русскими народными играми.
Слайд 7
Формы работы с детьми
Беседа «В какие игры играли
наши бабушки и дедушки?»
Организованно-совместная деятельность «Игрушки наших бабушек»
Проведение
народных подвижных игр: «Пирог», «Петушиный бой», «Колечко», «Каравай», «12 палочек» и др.
Слайд 8
Формы работы с родителями:
Папка – передвижка «Любимые народные
игры детей».
Анкетирование «Народные детские подвижные игры».
Консультация «В подвижные игры
играем – здоровье укрепляем»
Слайд 9
Формы работы с воспитателями:
Семинар-практикум «Русская народная игра в
ДОУ».
Консультация «Развитие ребёнка через народную игру».
Консультация «Организация русских народных
игр в ДОУ».
Слайд 13
Ожидаемый результат
- у детей формируются знания о традициях
народа, в котором они живут; дети учатся использовать национальные
игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
- повышается профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.
- повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).
Слайд 14
Игра «Камень, ножницы, бумага»
Эта игра знакома всем, в
нее, как правило, играют двое. Каждый из игроков на счет
«три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой).
Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.
Слайд 15
Игра «»Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к
другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все
поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
Слайд 16
Игра «Петушиный бой»
Играющие, стоя на одной ноге, толкают
друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на
обе ноги.
Слайд 17
Игра с платочком «Масленица»
Масленица играет с детьми. Дети
идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им
навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
Слайд 18
Игра «Колечко»
Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха
в руках колечко, которое он прячет в ладонях и
затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:
Уж я золото хороню,
Чист серебро хороню!
В высоком терему
Гадай, гадай, девица.
Гадай, гадай, красная!
Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.
Слайд 19
Игра «Каравай»
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой
вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины!
(дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
Слайд 20
Игра «Тише едешь, дальше будешь»
Водящий и играющие находятся
по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии
5–6 метров друг от друга.
Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим.
Но дойти до водящего непросто.
Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают.
Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит.
Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту.
Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.
Слайд 21
Игра «Двенадцать палочек»
Для этой игры нужна дощечка и
двенадцать палочек.
Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко,
чтобы получилось подобие качелей.
На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся.
Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки.
При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки.
Последний найденный игрок становится водящим.
Слайд 22
Игра «Горячий Картофель»
Традиционно в игре использовался настоящий картофель,
но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный
мяч.
Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).
Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры.
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
Слайд 23
Игра «Огород»
Рисуется круг – огород. На середину круга
играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту .Все
участники игры стоят за кругом, и один из ребят, выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу поет:
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу/ 2раза
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобр и куница,
Заинька усатый
Медведь толстопятый.
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого Козлик коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты» , объявляется победителем.