Слайд 4
Красную глину на игрушки собирали обычно весной после
половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким,
чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Слайд 5
Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни.
К ней «примажут» стан, ручки, головку.
Слайд 6
Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы
при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица
ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской
печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Слайд 8
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в
раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили
на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!
Слайд 9
Сегодня игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя,
а для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые
кисти. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.