с детства знакома Баба-Яга.
В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Слайд 3
Давайте разберёмся, так ли это.
Начнем с имени:
Баба – главная женщина во всех
культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребёнка.
Слайд 4
Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового,
главу Рода. «Яга» – огнь – огонь.
Слайд 5
Был глагол «ягать». Это особый крик,
в
котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники на охоте. То есть Баба-Яга была главная Матерь, которая знала всё.
Слайд 6
Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур,
то есть великая Прародительница, Великая
Матерь Мира.
Слайд 7
Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова
одинаковые по значению. Йога – это путь к самосовершенствованию,
а «Яга» – дословно
«Я иду», то есть, то же самое. «Га» – означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га»).
Слайд 8
И не такая уж она была страшная, как
кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди».
В переводе
с санскрита гуси-лебеди – души умерших, которые сопровождают пpaмaтерь.
Это они унесли братца Иванушку к Бабе-Яге.
Слайд 9
Там она хотела
его изжарить.
На самом деле
нет сказки,
где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать.
Слайд 10
Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребёнка.
Бабка-повитуха клала дитя на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него хворого ребёнка.
Слайд 11
После этого клала на хлебную лопату
и отправляла в печь
на некоторое время (но не запекала, а опекала, отсюда и «опека» - забота).
Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка».
Слайд 12
Вынимала ребёнка, разворачивала, (тесто
отдавала собакам) и ребёнок как бы рождался заново,
выздоравливал, обретал новых родителей
и счастливую судьбу.
Слайд 13
(Таким образом
знахарка вылечила полководца
А. Суворова, когда он был маленьким).
Точно так же и
в
русской народной сказке про Бабу-Ягу.
Слайд 14
На наш взгляд, страшно. Но если смотреть
с точки зрения культуры, то Баба-Яга
из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Слайд 15
Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через своё умение
и через печь, которая тоже в древней культуре была
сакральным предметом, таким женским началом. А помело связывает Ягу с печкой, очагом, излечивающим хвори.
Слайд 16
Всё становится с головы
на ноги. Баба-Яга – абсолютно положительный герой.
Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
Слайд 17
Ведьма, ведунья (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго
молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания
знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Слайд 18
Этот мотив восходит
к эпохе матриархата, когда
главной в Роду почиталась женщина.
Слайд 19
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь -
кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых
и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.
Слайд 20
В волшебных сказках она действует
в трёх
воплощениях – богатырша, похитительница, дарительница.
Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.
Слайд 21
Яга-похитительница крадёт детей,
и уносит
в свою избушку
на курьих ножках, или
в чистое поле, или под землю. Из этой
диковинной избы
и дети, и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
Слайд 22
Яга-дарительница приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в
баньке, даёт полезные советы, вручает коня или богатые дары,
например, волшебный клубок, ведущий к цели или указывающий путь.
Слайд 23
Она не ходит пешком, а разъезжает по белу
свету в железной ступе.
А чтобы не было видно
следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
Слайд 24
Служат ей лягушки, чёрные коты,
в их числе Кот Баюн, вороны и
змеи: все существа, в которых уживаются
и угроза,
и мудрость.
Слайд 25
Даже когда Баба-Яга предстаёт
в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она
ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.