Слайд 2
А. Саврасов- Вид в окрестностях Ораниенбаума
А. Саврасов- Морской
вид в окрестностях Ораниенбаума
Слайд 3
Неизвестный художник - Портрет А. Д. Меньшикова
Загородный участок, на котором теперь расположен Ломоносов, Петр
I подарил своему соратнику князю А. Д. Меньшикову. Меньшиков руководил строительством Кронштадской крепости на острове Котлин. Поэтому для своей новой резиденции он выбрал место напротив южной оконечности этого острова. В 1727 году имущество впавшего в опалу Меньшикова и весь Ораниенбаум были переданы в государственную казну.
Слайд 4
Л. К. Пфандцельт - Портрет Петра III
В 1743 г. Императрица Елизавета Петровна подарила резиденцию
своему племяннику Петру Федоровичу – будущему императору Петру III. Большой дворец был восстановлен. К юго-востоку от него появился дворец Петра III, а на правом берегу реки Карости – крепость Петерштадт для военных учений. В долине реки был создан парк – ныне он называется Петровский.
Слайд 5
Екатерина II не слишком любила Ораниенбаум
и не часто здесь бывала. Однако еще при жизни
Елизаветы и Петра Федоровича Антонио Ринальди начал строить здесь «Домик маленький, собственный ее императорского величества», и в 1768 году этот домик, называемый также Голландским, был достроен. В годы царствования Екатерины II к юго-западу от Большого дворца для нее была построена Собственная дача (1762). В ансамбль Собственной дачи вошли Китайский дворец, Катальная горка, Кавалерский корпус, Фрейлинский домик и пристань у пруда рядом с дворцом.
Литография
А. Мартынова
Слайд 6
Во второй половине XVIII в. главным архитектором
Ораниенбаума
был А. Ринальди
До 1917
г. Ораниенбаум был загородной резиденцией царской семьи и знати. Затем он превратился в музей. В Великую Отечественную войну на подступах к Ломоносову велись ожесточенные бои. Город не был захвачен, и его дворцово-парковый ансамбль сохранился в первозданном виде.
Слайд 7
Ансамбль Петерштадт
Началом Петерштадтского ансамбля можно
считать маленькую крепость в виде двенадцатиконечной звезды, «о пяти
бастионах, вооруженных 12-ю чугунными пушками», которая была построена на правом берегу речки Карость, при впадении ее в Нижний пруд, в рамках созданного на этом месте в 1756-1762 годах небольшого военного городка.
Аксонометрический план А. Сент-Илера
Слайд 8
ru.wikipedia.org/wiki
Крепость получила название Петерштадт, она была окружена
земляными валами с брустверами, обведена рвами, наполненными водой, и
снабжена подъемными мостами.
Слайд 9
Внутри крепости находились небольшие строения
– арсенал и пороховой погреб, дома коменданта, генералов и
офицеров, казармы для солдат и гауптвахта. Центр крепости занимал пятиугольный плац, его окружали одноэтажные строения, между которыми возвышались каменные Почетные ворота.
lomonosov.municip.ru
http://fotki.yandex.ru/users/evgrad/view/7457/
Слайд 10
Почетные ворота вели на крепостной
плац. Их композиционны строй предельно четок. Ощущение массивности арки-проезда
усиливают широкие пилястры тосканского ордена, оформляющие пилоны арки, замковый камень, венчающий ее «напряженную кривую». Этому ощущению способствуют и простые по рисунку лопатки, введенные в композицию торцовых сторон.
Надвратная башня состоит из застекленной восьмиугольной башенки-фонарика, «с которого караул должен был наблюдать приближение мнимого неприятеля», и купола со шпилем.
Слайд 11
С возвышенности, на которой расположены
Почетные ворота, открывается замечательный вид на Нижний пруд и
подымающийся за ним в развороте Японский павильон Большого дворца.
Изящные, удивительно пропорциональные, своеобразные по композиции Почетные ворота – уникальный памятник архитектуры малых форм, не имеющий себе подобных в пригородах Санкт-Петербурга.
Слайд 12
Кроме крепости в Петерштадский ансамбль
входил дворец Петра III с парком. Дворец Петра III
строился в течение двух лет, с 1758 по 1760 год, работы по декоративному убранству дворца затянулись до 1762 года. С момента завершения строительства дворец кардинально не перестраивался, менялось лишь его внутреннее убранство.
www.nasledie-rus.ru/podshivka
Слайд 13
al-spbphoto.narod.ru/prig/rambov2.html
В плане дворец имеет
форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной
дуге. Именно эта часть здания – плавный переход от одной стороны здания к другой – и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается одновременно с трех сторон.
Дворец Петра III отличается весьма необычной планировкой. Он представляет собой небольшой двухэтажный павильон почти кубической формы, увенчанный балюстрадой.
Слайд 14
Строительство Дворца Петра III велось с 1758 по
1760 год. Здесь были заняты В. Петров, Д. Головка,
В. Зотиков и постоянный помощник Ринальди «каменных дел мастер» М. Кьеза. Работы по декоративному убранству дворца продолжались с 1760 по 1762 год.
Переделки и ремонты коснулись в основном внутреннего убранства дворца. Внешний же облик его остался первоначальным.
Слайд 15
Помещения дворца Петра III небольшие. Картины,
лаки, ткани, резьба по дереву делали их необычайно насыщенными
и по цвету и по плотности декоративной отделки. Льющийся через большие окна двери свет делает эту отделку еще красочнее, а при открытых окнах, когда в интерьер входят решетки изысканного рисунка и открывается восхитительные виды на парк.
Слайд 16
http://ilsc.chat.ru/mod/rus.shtml
Верхний парк
Верхний парк включает в
себя несколько исторически сложившихся частей – Петровский парк, Собственную
дачу и парк, располагающийся между ними, как бы объединяющий их воедино.
В наше время Верхний парк выглядит точно так же, как он выглядел в середине XIX века.
Слайд 17
Особое очарование Верхнему парку придают мосты, органично
вписавшиеся в его ландшафт.
http://lomonosov.municip.ru/photos/gorod-i-lyudi/priglashenie-v-oranienbaum
Слайд 18
Скульптуры Верхнего парка сосредоточена вблизи дворцов
Петра III и Китайского. Около тридцати статуй, бюстов, ваз
составляют скульптурное убранство Верхнего парка. В значительной своей части это копии XVIII-XIX веков с античных оригиналов. Дополняют это убранство двадцать мраморных скамей и кресел XIX века.
Слайд 19
Концертный зал в Верхнем парке, известный
в документах под названием «Каменное зало», был возведен в
1749-1751 годах по проекту архитектора Растрелли. Он представляет собой увенчанное балюстрадой каменное двухэтажное здание с высокой крышей. Перед залом раскинулся похожий на букву «П» пруд, через который перекинуто два каменных моста с гранитными тумбами и железными перилами.
Здание Концертного зала не имело особого назначения, архитектурные документы, относящиеся уже к 1784 году, сообщают, что в зале «внутреннего украшения и приборов не имеется», что свидетельствует о том, что он никак не использовался. В 1808 году здание Концертного зала было передано военному сухопутному госпиталю.
Слайд 20
Еще одно архитектурное украшение Верхнего
парка – Китайская кухня. История создания Китайской кухни восходит
к 1760-1770-м годам, когда Антонио Ринальди возводил ансамбль Собственной дачи. По обеим сторонам пруда, расположенного перед южным фасадом Китайского дворца, он предполагал построить каменные павильоны: Фрейлинский – с восточной стороны, и Кофейный – с западной. Однако сооружен был только Фрейлинский павильон, который представлял собой одноэтажное здание, построенное в стиле барокко.
Слайд 21
http://www.allross.ru/lenobl/images/lomonosov/Img_1328.html
В 1852-1853 годах Фрейлинский павильон был
перестроен архитектором Л. Л. Бронштедтом, и с этого времени
получил новое название – Китайская кухня. С конца XVIII века здание павильона постоянно меняло свое назначение, оно использовалось как кухня, госпиталь, конюшенный корпус, придворный и кавалерский корпус. Оно постоянно перестраивалось в соответствии со своими новыми функциями, менялся не только его внешний облик, но и интерьеры. В настоящее время в здании Китайской кухни расположен ресторан.
Слайд 22
Петровский парк не отличается большими
размерами, но при этом является одним из лучших образцов
пейзажных парков в России. Создан он был в 30-х годах XIX века мастером Джозефом Бушем. Особую живописность парку в районе Петерштадта придают водопады и мосты, переброшенные через речку Карость.
Слайд 23
http://lomonosov.municip.ru/photos/gorod-i-lyudi/priglashenie-v-oranienbaum
Композиционной основой Петровского парка являются
Нижний и Верхний пруды, а также вьющаяся в ложбине
мелководная речка Карость. На ней еще в XVIII веке с помощью запруд были сооружены два огромных водоема, которые впоследствии и были названы Нижним и Верхним прудами. Для устройства каскадов были сооружены сложные по тому времени деревянные шлюзы.
Слайд 24
Кавалерский корпус
Кавалерский корпус в плане представляет
собою прямоугольник с тремя вытянутыми флигелями, образующими букву «Ш».
Флигеля
выходят на служебный двор, а главный фасад основного корпуса обращен к Сойкинской дороге. Он двухэтажный.
Слайд 25
Архитектурному облику Корпуса присущи простые
четкие формы, легкая раскреповка стен, прямоугольные оконные проемы.
Слайд 26
Двухэтажным здание стало еще в 1807 году. Тогда
же заново решились и его интерьеры. Несколько позднее был
возведен флигель, по центральной оси здания. В 1843-1845 годах была осуществлена капитальная реконструкция дворцового фасада.
Слайд 27
www.bibliotekar.ru
Пергола (итал. Pergola, лат. Pergola
– пристройка, навес) – беседка, обвитая зеленью и образующая
коридоры вдоль западного берега пруда, расположенного перед Китайским дворцом, состоит из пятидесяти четырех пилонов высотою 2 м 55см. Пилоны сложены из пудостского камня и перекрыты деревянной брусчатой решеткой для вьющихся растений. Небольшая каменная лестница ведет от беседки к пруду.
Слайд 28
Пергола была построена в 70-х
годах XIX века с учетом художественного облика пруда, новых
посадок деревьев в этой части парка. Пергола была сильно разрушена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
http://fotki.yandex.ru/users/murena-v/view/134600/
Слайд 29
И. Крамской – Герцог Г. Г. Мекленбург-Стерлицкий
Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1859-1909) – ближайший родственник
семьи Романовых, последний владелец Ораниенбаумских дворцов и земель до революции 1917 года. Герцог великолепно владел виолончелью и фортепиано, был страстным коллекционером. В поездках за границей Мекленбург-Стрелицкий приобретал не издававшиеся в России музыкальные произведения и редкие музыкальные инструменты. В 1896 основал струнный квартет камерной музыки, получивший название «Квартет Мекленбургского». Оставаясь немецким подданным, герцог находился на русской военной службе, проживал большую часть времени в России. Герцоги Мекленбург-Стрелицкие были учредителями, покровителями и попечителями многих учреждений и организаций в Петербурге и в Ораниенбауме.
Слайд 30
5 декабря 1909 года, в год
своего пятидесятилетия герцог неожиданно скончался. В лютеранской церкви Ораниенбаума
состоялось отпевание. Местом упокоения герцога стал любимый дворцовый парк. Над его могилой был установлен строгий черный мраморный крест. На плите высечена надпись:«Здесь лежит глубоко почитаемый муж и отец и замечательный гражданин Ораниенбаума». В 1913 году рядом с ним была похоронена его дочь Наталья. После революции могила была разорена, плита с надписью исчезла. В настоящее время на месте утраченного надгробия дирекцией музея-заповедника водружен большой валун.
Слайд 31
Собор Архангела Михаила
В 1865 году
по инициативе протоиерея Г. М. Любимова была заложена деревянная
церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Храм строился по проекту архитектора Г. А. Прейса на пожертвования частных лиц. Церковь строилась в память о владельце Ораниенбаума великом князе Михаиле Павловиче. В 1905 году к собору было решено пристроить каменную трехъярусную каменную колокольню, строительство которой, по проекту архитектора Н. А. Фролова, было закончено в 1907 году. Однако колокольня сильно диссонировала с деревянным храмом, в связи с чем было принято решение возводить новый каменный собор.
Слайд 32
19 октября (1 ноября) 1909 года церковно-приходское
попечительство направило просьбу разрешить сбор пожертвований на каменный храм.
Проект храма, составленный архитектором Петергофского дворцового управления А. К. Миняевым, был одобрен 7 (20) мая 1911 года Академией художеств. Закладка храма состоялась 21 августа (3 сентября) 1911 года. Строительство было приурочено к 300-летию Дома Романовых. 30 января (12 февраля) 1914 года собор был освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Богоявленским).
Слайд 33
http://pomogi-delom.ru/forum/viewtopic.php?pid=1782
Собор построен в неорусском стиле. Каменное
здание храма увенчано большим куполом, его стены, прорезаны узкими
окнами. Высота собора составляет 36,5 метров, длина — около 37 метров. В храме два боковых придела: святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.
Слайд 34
С 1908 года и вплоть до своего ареста
28 сентября 1930 года настоятелем собора являлся протоиерей (будущий
священномученик) Иоанн Разумихин, расстрелянный в апреле 1931 года.
В 1932 году храм был закрыт, местонахождение его внутреннего убранства неизвестно. В здании находился склад.
В 1988 вновь передан Русской православной церкви. В октябре этого же года в соборе был отслужен первый молебен по случаю восстановительных работ. Храм был отреставрирован и вновь открыт в 1992 году.
Слайд 35
Церковь Пресвятой Живоначальной Троицы
Деревянная
кладбищенская церковь, освящённая во имя Пресвятой Троицы была построена
в 1757 году и находилась в глубине кладбища. Церковь была маловместительна и со временем обветшала и потому в Троицкой слободе у входа на кладбище в 1903 - 1904 годах по проекту архитектора И.П. Горленского была построена новая каменная церковь. Здание храма построено в стиле базилики, что достаточно редко встречается в православной архитектуре. Храм был трёхпридельный. Главный престол был освящён во имя Пресвятой Троицы, боковые пределы - во имя равноапостольного князя Владимира и во имя святого благоверного князя Александра Невского
Слайд 36
Церковь была закрыта в 1939
году. В советское время храм был частично перестроен, затем
частично разрушен. Практически без кровли и без окон здание церкви возвращено православным 8 ноября 1994 года. Сейчас Троицкая церковь приписана к Архангельскому собору, однако достаточных средств для её восстановления не имеется. Церковь Пресвятой Троицы и богадельня при ней являются объектом исторического и культурного наследия федерального значения.
Слайд 37
Офицерская стрелковая школа
ОСШ— военно-учебное
заведение русской императорской армии, предназначенное для повышения квалификации пехотных
офицеров и подготовки их к занятию строевых командных должностей. Школа размещалась в Ораниенбауме, в здании бывшего сухопутного госпиталя на Елизаветинской улице. В неё принимали капитанов пехоты не старше 45 лет, имевших ценз командования ротой не менее 2 лет и готовившихся к занятию штаб-офицерских должностей (командиров батальонов).
http://www.filokartist.net/forum/viewtopic.php?p=75661
Слайд 38
Школа имела свою оружейную мастерскую,
баллистический кабинет, музей оружия, фехтовально-гимнастический зал, тир для стрельбы
на большую дальность и образцовый ружейный полигон. При Офицерской стрелковой школе существовал пулемётный отдел, который во время Первой мировой войны выполнял функцию армейского пулемётного центра и выпустил сотни пулемётных команд Кольта. 5 июля 1917 года Временное правительство постановило расформировать воинские части, принявшие участие в июльских демонстрациях в Петрограде. 21 ноября 1918 года на базе Офицерской стрелковой школы была создана Высшая стрелковая школа командного состава РККА
Слайд 39
В оружейной мастерской и на оружейном
полигоне при Офицерской стрелковой школе создавались и испытывались образцы
стрелкового оружия. В 1859 году в Офицерской Стрелковой Школе были испытаны револьверы систем Лефоше, Кольта, Адамса, Флобера, Лепажа, Гулье-Бланшара и Пидо-Кордье. В 1891 году проведены испытания винтовки системы С. И. Мосина. Накануне Первой мировой войны были испытаны бронированные ранцы системы Франковского, выявившие их неудобство и ненадежность.
В начале Первой мировой войны проходили испытания автоматы и автоматические винтовки системы Федорова, после чего специально подготовленная рота 189-го Измаильского полка в декабре 1916 года была вооружена ими и отправлена на фронт.
В оружейных мастерских при школе служили и работали выдающиеся российские и советские оружейники Ф. В. Токарев и В. А. Дегтярёв. В разное время школу посещали иностранные оружейники: Браунинг, Мадсен и Шварцлозе.
Слайд 40
Церковь Святого Спиридона Тримифунтского
Офицерской Стрелковой Школы
Святой Спиридон – святитель, чудотворец, епископ Тримифунтский, был
святым покровителем лейб-гвардии Волынского полка, квартировавшегося в Ораниенбауме. Первый храм, посвященный святому Спиридону Тримифунтскому, был заложен в Ораниенбауме в 1838 году по инициативе великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича. Из средств казны был построен деревянный храм по проекту архитектора А.П. Мельникова. В нем и разместилась походная церковь Св. Спиридона Волынского полка.
Слайд 41
В 1895 году в связи с
обветшанием и недостаточной вместительностью храма, было принято решение о
постройке нового здания. Первый храм был полностью разобран, а на его месте по проекту военного инженера В.И. Щеголова был возведен новый одноименный храм. К тому времени церковь относилась к Офицерской стрелковой школе, созданной в 1883 году. При храме был построен дом для священника.
Слайд 42
Внутри потолок и стены храма были оформлены резьбой
и окрашены масляной бледно-розовой краской. В парусах купола были
помещены иконы евангелистов. В куполе храма, над иконостасом, находилась большая икона Рождества Христова.
Иконостас был двухъярусным, белого цвета с вызолоченной резьбой. В боковых вратах иконостаса находились иконы святых архидиаконов Стефана и Филиппа. Храмовая икона святителя Спиридона и образ святителя Николая Чудотворца были взяты из прежнего иконостаса.
Слайд 43
К числу особых достопримечательностей
храма относились:
Шесть ротных образов, переданных из
упразднённого Образцового полка, в серебряных ценных ризах в киотах красного дерева, украшенных вызолоченной резьбой.
Старинная икона Божией Матери «Живоносный источник» в серебряном окладе, поднесённая в дар храму А. П. Таборской, до этого на протяжении 250-ти лет находившаяся в их семействе и прославленная многочисленными исцелениями.
Кроме того в храме хранились:
Знамя Образцового полка, присвоенное Офицерской стрелковой школе и выносившееся на все церковные парады;
Грамота на пожалование этого знамени за подписью императора Николая I.
Грамота на пожалование серебряного рожка за в Русско-турецкую войну 1877—1878 годов.
Слайд 44
После 1917 года храм был приписан к
Михайловскому собору Ораниенбаума, а с 9 сентября 1921 года
— к бывшей дворцовой Пантелеймоновской церкви. В 1930 году церковь была закрыта, обезглавлена и в течение многих десятилетий использовалась не по назначению.
Со 2 апреля 2002 года в ней возобновились богослужения. В марте 2008 года из-за полного обветшания храм был полностью разобран с целью последующего восстановления в прежнем виде.
Слайд 45
Оборона Ораниенбаумского плацдарма в 1941-1944
стала примером массового героизма, воины и жители города показали
несгибаемую стойкость и отвагу. Красная слобода стала местом захоронения более 5000 защитников и жителей Ораниенбаума погибших в бою и умерших во время блокады. Братское захоронение неподалеку от Свято-Троицкого кладбища и Троицкой церкви, получило название «Малая Пискаревка».