Слайд 2
Лепка, как один из продуктивных видов деятельности в
детском саду, имеет большое значение для обучения и воспитания
детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, развитию мелкой моторики, что положительно сказывается на интеллектуальном и речевом развитии детей дошкольников и их успешном обучении в школе.
Слайд 3
«… В семье изобразительных искусств, - отмечал
скульптор И.Я. Гринцбург, - лепка играет ту же роль,
как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.
В рисовании предмет изображается относительно, Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл … Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие – более крупные.
Слайд 4
Лепка наряду, с другими видами изобразительной деятельности, благотворно
влияет на развитие мелкой моторики. Исследованиями ученых Института физиологии
детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь, развиты механизмы, необходимые для овладения письмом.
Занятия лепкой способствуют развитию коммуникативных способностей ребенка, помогают преодолеть трудности в общении с взрослыми и сверстниками, особенно при создании коллективных композиций.
Слайд 5
Изобразительная деятельность, и лепка, в частности, тесно
связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство
со свойствами материалов, познание связей действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Ребенок с увлечением и интересом лепит фигурки из пластилина, а потом может разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина взять слоеное тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице зима, то постройки с большим удовольствием можно создавать из снега.
Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка глины можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Каждая фигурка как будто дышит и говорит.
Слайд 7
Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление
о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их
соотношение друг с другом, форму, цвет. Ребенок должен уметь обобщать, оперировать понятиями.
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений. С этой целью детей учим при обследовании предметов перед началом изображения сравнивать их между собою по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета.
Слайд 8
У детей шестого года жизни развивается способность анализировать
и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства
(форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становится возможным учить детей передаче отношений предметов между собой по величине, по высоте, толщине, а также отношений частей предметов, как по высоте, так и по форме и по расположению друг к другу. Для того, чтобы передавать эти свойства предметов при изображении, детям необходимо приобрести новые знания: о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине, справа, слева), о градациях по высоте (выше, еще выше, самый высокий), по длине (длиннее, самый длинный), толщине (толще – тоньше, самый тонкий) и т. д.
Слайд 9
В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления,
связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен
и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладения приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
Ребенок старшего дошкольного возраста способен уже создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал.
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не вполне изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отразится в лепке.