Слайд 2
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Какие комплексные задания помогут ребёнку освоить основные
графические умения?
Слайд 3
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: ПОЗНАКОМИТЬ СТУДЕНТОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ ЗАДАНИЯМИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАБЛОНОВ, ТРАФАРЕТОВ, МОЗАИК И ОРНАМЕНТОВ.
Задачи:
определить теоретические основы
проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста графических умений и навыков;
выделить основные направления деятельности в рамках настоящего проекта;
проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
Разработать комплексную систему работы по освоению и развитию графических умений детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными направлениями
Слайд 4
Основные понятия:
Графические умения- сложный комплекс, включающий формирование зрительно-моторной
координации, восприятие фигуро-фоновых отношений, положения в пространстве и др.
Графические
навыки- определённые привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющая изображать знаки и их соединения. (Т.С.Комарова)
Графическая культура – совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования, а так же совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности
Слайд 5
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
1. Ориентировка по плану, по карте: чтение,
создание, преобразование.
2. Построение, чтение и преобразование изображений с использованием
шаблонов, трафаретов.
3. Составление паркетов, мозаик и орнаментов из многоугольников.
4. Ознакомление с объёмными геометрическими фигурами и их изображениями.
Слайд 6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ:
Программа "Развитие". Проанализировав программу, мы выявили, что
такое умение как, ориентироваться по плану, по карте, начинается
с младшей группы, в такой образовательной области, как конструирование; а в математике только со средней группы. Умение построения чтения и преобразование с помощью шаблонов и трафаретов начинается только со старшей группы в математике и в конструировании.
Программа «От рождения до школы». Мы выявили, что начиная с первой младшей группы такие умения как: ознакомление с объемными геометрическими фигурами и их изображениями; построение, чтение и преобразование изображений с использованием шаблонов, трафаретов, в следующих образовательных областях – Формирование элементарных математических представлений (математика); Художественное творчество (ИЗО). Со второй младшей группы начинается ознакомление с объемными геометрическими фигурами и их изображениями в такой образовательной области,как: Развитие познавательной – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. В данной программе большинство задач направленно на ознакомление с объемными геометрическими фигурами и их изображениями.
Слайд 7
Проанализировав программу «Детство» мы выявили, что начиная
со второй младшей группы в образовательных областях «Познание», «Художественное
творчество (ИЗО)» и «Развитие познавательной – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности» у детей формируются такие умения как: ознакомление с обьемными геометрическими фигурами; построении, чтение и преобразование изображения с использованием шаблонов.
В средней группе в образовательных областях «Познание» и «Конструирование» у детей формируются умения на ориентировку по плану, карте, чтение, создание и преобразование.
В подготовительной группе в образовательной области «Изо» у детей формируются умения в составлении паркетов, мозаик и орнаментов.
В данной программе большинство задач направленно на ознакомление с объемными геометрическими фигурами и их изображениями.
Слайд 8
Ориентировка по плану и карте: чтение, создание и
преобразование.
Карта- это схематическое изображение местности.
План (от латинского planus -уровень,
плоскость) - протяженность пространства или чего-либо в нем.
Слайд 9
ЗАДАНИЯ ПО ПЛАНУ И ПО КАРТЕ:
Слайд 10
ПОМОГИ КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ НАЙТИ ПРАВИЛЬНУЮ ДОРОГУ К БАБУШКЕ
В СООТВЕТСТВИИ С ПИСЬМОМ.
«ЧТЕНИЕ»ПО ПЛАНУ.
Слайд 12
ПОСТРОЕНИЕ, ЧТЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАБЛОНОВ,
ТРАФАРЕТОВ.
Трафарет – это тонкая пластинка, в которой прорезаны знаки,
рисунок, подлежащие воспроизведению.
Шаблон – это печатная форма, изготовленная на листовом материале (пленке, бумаге, пластмассе), в котором печатающие элементы вырезаны любым способом
Слайд 13
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШАБЛОНОВ И ТРАФАРЕТОВ.
Нарисуй и вырежи фигуры по
шаблону
Слайд 14
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФИГУР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАФАРЕТОВ
Нарисуй и вырежи фигуры
по трафарету.
Слайд 15
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПЛАНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗГОТОВЛЕННЫХ ШАБЛОНОВ И ТРАФАРЕТОВ
Что
неправильно в нашей группе?
Найдите ошибку в схеме и
исправьте ее.
Слайд 16
СОСТАВЛЕНИЕ ПАРКЕТОВ, МОЗАИК, И ОРНАМЕНТОВ ИЗ МНОГОУГОЛЬНИКОВ.
Мозайка -
это узор из скрепленных с друг другом кусочков смальты,
разноцветных камешков, эмали, дерева, мозаики из стекла
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании состаляющих его элементов.
Слайд 20
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБЪЁМНЫМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ И Х ИЗОБРАЖЕНИЕМ.
Геометрическое
тело- это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми
поверхностями (куб, цилиндр, призма, шар, конус и др.).
Слайд 21
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБЪЕМНЫМИ ФИГУРАМИ И С ИХ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ.
Слайд 22
ЗАДАНИЯ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБЪЕМНЫМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Раскрась и
назови фигуры, из которых собрали башню.
ЗАДАНИЕ №1.
Цель: Выявить умение
детей ориентироваться по схеме.
Содержание.
Ребенку предлагается лист бумаги с изображением схемы комнаты. Ребенку надо определить по схеме, где находится заданный объект.
Слайд 27
ИНСТРУКЦИЯ:
Бабушка Клава потеряла очки. Помоги ей найти
ее очки. Для этого тебе необходимо нарисовать их в
том месте, где она их положила. На схеме комнаты это место обозначено крестиком.
Критерии оценивания:
1 балл – ребенок отказался выполнять задание.
2 балла - ребенок выполнил задание с помощью наводящих вопросов взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно определил место предмета.
Слайд 28
ЗАДАНИЕ №2
Цель: выявить умение ребенка составлять изображение домика
и елочки с помощью трафарета.
Содержание.
Ребенку предлагается трафарет, состоящий из
разных геометрических фигур.
Слайд 29
ИНСТРУКЦИЯ:
Воспитатель просит ребенка с помощью трафарета составить елочку
и домик.
Критерии оценивания:
1 балл – ребенок не справился
с заданием или отказался от него.
2 балла – ребенок составил одно из изображений или выполнил задание с помощью взрослого.
3 балла – ребенок правильно составил оба изображения и выполнил задание без помощи взрослого.
Слайд 30
ЗАДАНИЕ №3
Цель: выявить умение ребенка составлять орнамент из
многоугольников.
Содержание.
Ребенку предлагается составить орнамент из 6 многоугольников.
Слайд 31
ИНСТРУКЦИЯ:
Воспитатель просит ребенка составить орнамент по шаблону из
предложенных 6 многоугольников.
Критерии оценивания:
1 балл – ребенок не
справился с заданием или отказался от него.
2 балла – ребенок допустил одну или две ошибки при составлении орнамента и выполнил задание с помощью взрослого.
3 балла – ребенок правильно составил орнамент и выполнил задание самостоятельно
ЗАДАНИЕ №4.
ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ УМЕНИЕ У РЕБЁНКА НАЗЫВАТЬ ОБЪЁМНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
СОДЕРЖАНИЕ.
РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ С ОБЪЕМНЫМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ (КУБ, ПРИЗМА, ЦИЛИНДР, КОНУС)
Слайд 33
ИНСТРУКЦИЯ:
Воспитатель просит ребенка назвать все геометрические фигуры.
Критерии оценки:
1 балл – ребенок назвал неправильно все
объемные геометрические фигуры или отказался выполнять задание.
2 балла – ребенок допустил одну ошибку и выполнил задание с помощью взрослого.
3 балла – ребенок правильно назвал все объемные геометрические фигуры и выполнил задание самостоятельно.
Слайд 34
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.
Низкий уровень – ребенок не способен
«читать» план и схему, создавать и преобразовывать их, не
умеет пользоваться шаблонами трафаретами при создании фигур.
Средний уровень – ребенок испытывает затруднения в «чтении», создании и преобразовании планов и схем, достаточно владеет умением пользоваться трафаретами и шаблонами.
Высокий уровень – у ребенка развито умение «читать», создавать и преобразовывать план и схему, умение пользоваться шаблонами и трафаретами.
Слайд 35
СТИШОК ПРО ЦИЛИНДР.
ЦИЛИНДР.
-Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
Отец рассмеялся : - Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой -
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.
Слайд 36
ЛЕГЕНДА О ШАРЕ.
История его создания
включена в сюжетную линию мифа о Зеркале, и наравне
с ним Шар является средством выманивания Аматэрасу: "Тогда восемьсот мириад богов собралось-сошлось у Амэ-но-ясу-но кава - Небесной Спокойной Реки … Тама-но-я-но микото - Богу-Предку Гранильщиков - наказали изготовить длинную нить со множеством [нанизанных] магатама. Прототипом Шара являются бусинки магатама. Магатама – украшение из агата, яшмы, нефрита, а также из золота, кристаллов, янтаря, стекла или глины. В древнейший период его делали из клыков животных. Обычно оно имело изогнутую форму рога или когтя с отверстиями в верхней части для нанизывания на нить (шнур). Изготовлялось различной величины – от 1 см (и меньше) до более чем 5 см. В декорах интерьеров, на фасадах зданий и т.д. как правило, имеет форму полумесяца. Шар представляет собой сферу, но если мыслить образно и взглянуть на него, не уделяя внимания деталям, можно увидеть, что из-за обычно круглого и далеко не маленького блика шар становится этим самым полумесяцем.
Слайд 37
При атаках действует самый большой из шаров в
жезле, при остановке времени - один из маленьких, расположенный
над большим. Позже, все три реликвии были переданы Аматэрасу (Меч ей вручил Суса-но-о, прося прощение за свои прегрешения.) своему потомку Ниниги. Оставив свое "небесное прочное сидение" и пробившись сквозь "восемь гряд облаков", Ниниги спустился на землю, где женился на дочери бога О-ямоцуми.
Там он в свою очередь передал сокровища уже своим потомкам – японским императорам. Внимание обычно акцентируется на зеркале как на главной реликвии из трех. С начала существования императорского дома оно хранилось в императорском дворце Госё в Киото. Предание гласит, что сама богиня сообщила жрице, где именно желает пребывать. На п-ове Кии был возведен храм Исэ, куда и было перенесено зеркало, а его копия помещена в Касико.
Две другие – магатама и меч – по-прежнему хранятся в комнате, которая так и называется "Комната меча и яшмы" (Кэндзи-но ма) и располагается во дворце Цунэ готэн, входящим в ансамбль Госё.
Слайд 38
ССЫЛКИ НА РАЗРАБОТАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Слайд 39
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребёнка.-М.: Рольф,
2000.-160 с.,ил.
2.Колесникова Е.В. Цвет и форма. Линейки-трафаретки. (Моделирование из
геометрических фигур). Альбом игровых упражнений для дете 3-5 лет.-М.:, НОУ «Центр» Ровесники», 2000.-24 с.
3.Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.-144 с.:ил.
4.Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Симметрия, орнаменты и мозаики. Математическая книжка-раскраска. Для среднего дошкольного возраста.-М.:, «Контекст», 1995.-32 с.
5.Бардина Р.И. Куда не ходят поезда.-М.:, «Карапуз», 2000.-17 с.
160 с.,ил
Слайд 40
6. Рылеева Е. Карта.Схема.План. (для детей дошкольного возраста).-М:,
2000. - 16с.
7. Габова М.А. Графика в детском саду:
Технология развития пространственного мышления и графических умений детей 6-7 лет (на основе графических изображений).- Сыктывкар: Коми пединститут, 2002. - 47 с.