Слайд 2
Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов,
существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Слайд 3
История росписи
История Жостово и жостовского промысла восходит к
началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и
деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Слайд 4
В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях
увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью.
Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 5
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.
Цветы могут
располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из
трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Слайд 6
Особенности жостовской росписи
Роспись производится обычно по чёрному фону
(иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает
сразу над несколькими подносами.
Слайд 7
Особенности жостовской росписи
Основной мотив росписи — цветочный букет простой
композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые
цветы.
Слайд 8
Особенности жостовской росписи
По назначению подносы делятся на две
группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи)
и как украшение.
Слайд 9
Особенности жостовской росписи
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные,
комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Слайд 10
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками.
Во время работы художник держит поднос на колене и,
когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 11
Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно
быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер
импровизирует, добавляет что-то новое.
Слайд 12
Выполняется роспись в 4 этапа:
1. Начинается с «замалёвки»,
разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен.
Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Слайд 13
2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы
цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными
яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.
Слайд 14
3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение
белильных мазков, уточняющих все объёмы.
Слайд 15
4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки».
Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и
листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись.
Слайд 16
Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход
к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый
мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма.
Слайд 17
В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и
образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий
или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа.
Слайд 18
Рефлексия
1. Когда и где возникла Жостовская роспись?
2. Во
сколько этапов выполняется роспись?
3. Какой вид краски используется при
выполнении росписи?
4. Как называется этап, завершающий роспись?
5. Как вы думаете, в чем отличие Жостовской росписи от таких росписей как Гжель, Хохлома.
Слайд 19
6. Вам представлены несколько картинок с различными росписями.
Какие из них выполнены в технике Жостовская роспись?