Слайд 2
Задача:
1.Изучение роли дерева в жизни славян и
бурятов.
Культ дерева с древних времен.
2. Рассмотреть условия строительства дома;
место,
выбранное для строительства дома;
3 .Определить, согласно классификации место и условия роста дерева около ТОСШ № 2.
4.Исследовать объекты окружающей среды, изучить роль основных видов, выросших в школьном дворе(береза, тополь) с научной точки зрения, с точки зрения устного- народного творчества , народной этики, обрядов и обычаев.
5. Творчески осмыслить особенности дерева, украсившего школьный двор.
6. Определить воздействие природы на окружающую среду, березы и тополя на человека.
Слайд 3
Актуальность:
Экологическая зашита школьного дома в условиях современной жизни.
Определить
роль «дома» в обществе, согласно экскурсу в народно-культурный пласт
(от язычества до современности).
Отметить значение культа дерева у славян и бурят; сопоставить данное исследование применительно к нашей местности.
Цель:
1.Изучить источники по истории русского и бурятского народа.
2. Изучить особенности дерева , отношение народа к дереву (культ дерева).
3.Исследовать значение «дома» ( от язычества до наших дней).
4. Определить роль школьного « дома» в условиях нашей местности.
5. Создать творческое произведение (стихи о дереве в школьном дворе).
6.Сделать экологическую карту местности (территория школьного двора).
Слайд 4
ПЛАН:
1 .Дерево в жизни славян.
1) Строительство.
2) Русские народные
обряды и обычаи при строительстве.
3) Место доброе и недоброе.
4)
Деревья «почитаемые»;
5) «Поганые» издревле породы;
3.Биологические особенности роста дерева.
1. Особенности березы.
2.Особенности тополя.
3.Народно-культурный пласт. Народно-поэтическое творчество.
1) Роль березки в жизни славян.
2)Роль тополя в жизни славян.
3)Культ дерева у бурятов.
4) Дерево и его влияние на жизнь школьного дома.
( Условия среды обитания дерева в школьном дворе Таксимовской средней школы №2)
4.Творческое «обозрение» автора работы.
Слайд 5
ДЕРЕВО В ТАКСИМО.
Я знаю, что деревьям, а не
нам
Дано величье совершенной жизни,-
Николай Гумилев.
Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в таких же как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь,- «свободные, зеленые народы», как говорится в том же стихотворении Николая Гумилева.
Слайд 6
Существует представление о месте добром и недобром.
Современные
научные изыскания подтверждают: на земле действительно есть места благополучные
и неблагополучные для жизни и деятельности человека. Это связано с расположением силовых линий некоторых энергетических полей нашей планеты, а также с факторами «местного значения» (например, родник под землей). В наше время на подобные обстоятельства долго вообще не обращали внимания, предпочитая отмахиваться от «дремучих суеверий», а уж о том, чтобы учитывать их при строительстве, и посейчас речи нет.
Единственно, что возможно в современном обществе - это освящение святой иконой места строительства. Считалось, что переносить «символы обжитости» должны предпочтительнее люди, имеющие детей или же люди молодые. Для школьного «дома» - это доброе явление.
Слайд 7
БЕРЕЗА- СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И ВЕРНОСТИ.
В лесу выделялись
особые «почитаемые» деревья, обычно непомерной высоты или толщины, овеянные
местными легендами.
Предания могли, например, говорить, что на самом деле это вовсе не дуб или вековая сосна, а праведный человек, живший когда-то давно и за беспорочную жизнь удостоенный посмертной награды – превращения в благородное дерево. Подобное дерево считали хранителем и помощником человеческого селения, оно «не пропускало» к нему врагов - проходя мимо, те неминуемо должны были ослепнуть или, по крайней мере, сбиться с дороги. Такие деревья и по сей день, украшают наши леса, только теперь их называют памятниками природы.
Современные исследователи пишут, что некоторые породы деревьев по своим биоэнергетическим особенностям и вправду необычайно «доброжелательны» к человеку, «подпитывают» его энергией. Если к такому дереву прижаться ладонями и затылком, ощущается прилив сил, отступает плохое настроение и физическая слабость. Эти – то деревья и почитались в языческие времена: береза, сосна.
Слайд 8
А другие породы ( издревле «поганые»), наоборот, ухудшают
наше самочувствие и здоровье. Достаточно хотя бы мысленно представить
заболоченный черный осинник пополам с ельником, в котором, согласно поговорке, «хоть удавиться»… Не случайно гласит одна из народных легенд, что «на осине Иуда повесился, с тех пор на ней листья дрожат, а под корой - красная кровь»…
К «поганым» причисляют, увы, и тополь, очень распространенный у нас в городах, в поселках. Справедливости ради отметим, что и «поганые» деревья иногда помогают, « снимая» у нас вместе с «темной» Энергией излишнее напряжение, судороги, головную боль.
Слайд 9
Дерево и условия его роста. Особенности березы.
Береза
неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных
почвах. Цветет береза ранней весной, как только начинают появляться первые листочки. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли. В первые годы береза растет медленно, затем ее рост усиливается. Молодые березняки обычно очень густые, но со временем они редеют. Это связано со светолюбивостью берез. Средняя продолжительность жизни березы около 100 лет, деревья, достигшие 150-летнего возраста, встречаются крайне редко.
Слайд 10
Народное дерево
НАРОДНОЕ ДЕРЕВО. Почему-то так уж издавна
сложилось: одни растения пользовались всеобщим уважением (дубу даже поклонялись),
на другие внимания почти не обращали. Например, на тополь. Хотя вроде и было за что его похвалить. Например, за быстроту, с которой он растет,— до шести сантиметров в сутки вырастают некоторые тополя.
В нашей стране около пятидесяти видов тополей, но наиболее распространен черный тополь, или осокорь. Чаще всего он встречается по берегам рек и озер, на заливных лугах. Но хорошо себя чувствует осокорь не только в сырых местах. Недаром же люди взяли его в союзники для борьбы с наступающими песками.
Неподалеку от линии наступающих песков высаживают молодые тополя. Ими как бы огораживают плодородные земли.
Слайд 11
На выручку тополю пришли и лесоводы. Они вывели
новые сорта дерева, отличающиеся лучшей древесиной.
Изменилось отношение к тополю.
Теперь он уже не сам по себе растет, о нем заботятся, его пестуют. И все чаще говорят уже не о его недостатках, а о достоинствах.
Сейчас тополеводство стало делом мирового масштаба: с 1947 года при ООН работает специальная тополевая комиссия. Конечно, занимаются люди не только осокорем, существует много видов этого дерева. И у каждого вида есть свои недостатки и свои достоинства. Об этом знали еще древние греки и ценили тополь. Недаром назвали его «популюс», что значит — народное.
Слайд 12
Роль дерева в духовной жизни славян.
Посмотришь на березу
весной, на ее зеркальное белостволье и оно покажется то
колышущимся пламенем свечей, то белоснежной стаей плавно шествующих по лужайке лебедушек, а то и хороводом юных девушек, — столь дивно, чисто и лелейно ее очарование.
Для российского человека нет дерева роднее, чем береза. С самых давних времен поют о ней на Руси песни, складывают сказки, сочиняют стихи.
Слайд 13
В стародавние времена березу называли деревом четырех дел:
«Первое дело — мир освещать, второе дело — крик
утишать, третье дело — больных исцелять, четвертое дело — чистоту соблюдать».
И действительно, в древности лучина-лучинушка являлась единственным источником света в долгие темные ночи. «Крик» же в деревне от скрипа всевозможных колес утишался в свое время березовым дегтем. Но две профессии березы — чистоту соблюдать и больных исцелять у дерева остались. И сегодня каждый год заготавливают в лесах березовые метлы и веники. В соблюдении чистоты такой веник и душистый, и гибкий. Но самое главное, он вне всякой конкуренции в русской бане, где не столько страж чистоты, сколько сильное и многостороннее лекарственное средство.
Слайд 14
Береза является универсальным лекарем. Не только народная, но
и научная литература обращается к ней за помощью. Для
излечения разных заболеваний издавна используются чуть ли не все части дерева: и нераскрывшиеся почки, и молодые листья, и наросты чаги-гриба на стволе, и добываемый из бересты сильный антисептик — березовый деготь. В последнее время из отходов березой древесины стали получать ценный заменитель сахара для больных диабетом, так называемый ксилит. Пьют, считая целебным, и березовый сок, который содержит яблочную.
Во времена древнего язычества славяне считали березу своим тотемом, родоначальницей и покровительницей. Ей поклонялись, полагая, что после смерти в березу переселяется душа человека. Места поклонения носили названия священных рощ. Их старательно оберегали и при входе в белоколонные залы старались думать только о добром и прекрасном, оставляя мрачные мысли далеко за опушкой.
Слайд 15
Празднику «Русская береза» в двадцатые годы нашего столетия
предшествовал «Праздник русского леса», который преследовал две цели. С
одной стороны, он старался привлечь людей к сохранению лесов, озеленению городов и поселков; а с другой, пытался противостоять христианскому празднику Троица. В первой части ему способствовал успех, что же касается противостояния Троице, здесь у зачинщиков противостояния ничего не вышло.
Праздник Троица был введен в культовую практику православной церкви политическим и церковным деятелем Русскою государства Сергием Радонежским. По времени празднование Троицы совпадало с древними славянскими празднествами, которые укрепились в народном сознании многовековой практикой.
Слайд 16
По древним славянским верованиям считалось, что на ветвях
березы обитают русалки — добрые и мстительные олицетворения растительного,
которых, с одной стороны, требовалось добрых зазывать на заколосившиеся поля, с другой — всячески противодействовать появлению на них мстительных существ. Роль оберега возлагалась тогда и на саму берегиню - березу.
Береза встречает россиянина при рождении, качает его в своей колыбели, шепчет молитвы, рассказывает сказки, поет песни, оберегает от бед, согревает в холод, излечивает от болезни и провожает в последний путь.
Низко склоним перед ней свои головы и тихо прошепчем:
— Аллилуя, Богиня-Берегиня! Спасибо за то, что ты есть, что сопровождаешь нас по жизни от рассвета до заката. Пусть обойдут тебя и злой глаз, и коварная сталь, и огонь, и засуха.
Аллилуя, белый пояс! Аллилуя, березонька!
Слайд 17
Всегда на новом месте.
Есть на Крайнем Севере невидимая,
но очень важная пограничная линия. Бюджет климата здесь таков,
что для леса жизнь севернее этой черты — дело немыслимое. Влияет многое: сильные ветры, мерзлота в почве, но главное — общий недостаток тепла. Холод и ветер тополям страшны не меньше, чем ивам, их собратьям по семейству ивовых. И столь смелое продвижение тополевого авангарда в глубь тундры не случайно. Тополь — житель речных пойм. Он растет по островам и низким берегам рек. Северные реки несут с юга массу тепла. Этого тепла тополям хватает, чтобы продвинуться в тундру. Но только вдоль русла реки. Ни на шаг в сторону на морозную, продуваемую ветрами равнину.
Не все тополя идут так далеко на север. Только душистый тополь. Он истинный «забайкалец, сибиряк, но в облике дерева есть что-то южное, что-то тропическое. Лист его не ромбический, как у обычных тополей, а овальный. Не мягкий, не нежный, а жесткий, кожистый, сверху темный, глянцевый, снизу сизоватый, бледный. Такой лист выдержит и шквальные тропические ливни. Это проверено на Байкале.
Слайд 18
В 300 лет стволы начинают рушиться один за
другим. К этому времени они уже изрядно прогнили изнутри.
Сломанный бурей ствол пуст, как труба. На месте упавшего дерева в каждом нормальном лесу селится молодняк. В тополевом этого никогда не случается.
Однако топольник не исчезает. Через несколько лет наступает паводок, река намывает новую песчаную отмель, наносит гальку. На ней, пользуясь случаем, и поселяется тополевый молодняк, пока не успели захватить удобное место лесные и сорные травы. Молодняк густой: семян тополь дает много, с запасом. Пройдут годы, молодняк превратится во взрослый лес. Но и этот лес на песчаной косе будет жить тоже один только раз, пока не достигнет 300-летнего возраста и буря не переломает его прогнившие стволы. Дважды на одном месте душистый тополь не растет никогда.
Казалось бы, природа не рассчитала, и тополевые семена могут пропасть без пользы, потому что должны прорастать только в пойме реки. На самом деле предусмотрено все до мелочи.
Слайд 19
Куль дерева в культуре бурят
Бурятия богата лесами:
кедрачи, сосна, ель, береза, которые подразделяются на хвойные и
лиственные. Хотя все деревья объединяют присущие им общие свойства, каждое из них в то же время имеет свои неповторимые особенности.
Еще одно дерево, которое часто встречается на территории Бурятии – это береза, она занимает 9,3% всей площади лесов республики. Береза – национальное дерево русского народа. На Руси не встретишь другого такого дерева, о котором бы слагалось столько пословиц и поговорок, пелось столько песен. В старину у березы был свой праздник - семик. В эти праздничные дни девушки водили хороводы вокруг молодых березок, гадали, вили венки из березовых ветвей, ветками украшали красный угол в избе. Буряты также почитали березу, используя ее во время свадебных обрядов, такой сакральный предмет, как коновязь (езргэ) изготавливался из древесины березы. У бурят существует изречение: «Хун шубуун гарбсытап, xyhan модон сэргэтэй» (прародительница наша - птица лебедь, коновязь наша - белая береза).
Слайд 20
Большой научный интерес представляет культ деревьев, распространенный у
многих народов земного шара. В нем нашли отражение различные
стадии в развитии народного мировоззрения -от самых архаических представлений до сложных философских воззрений. В науке долгое время существовала попытка весь сложный, многообразный культ дерева свести к одному фактору, обычно к анимизму.
Так, у славянских народов береза выступала как символ богини-матери, ее семантическое тождество.
Культ дерева как один из элементов культа природы и стихи не может быть понят в отрыве от мировоззрения народа в целом.
С древних времен дерево выступает как один из пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, метол, вода). У многих народов укрепилось представление о том, что дерево порождает огонь, огонь – землю, земля – металл, металл – воду, а вода – дерево. Понятие «дерево порождает огонь» основано на наблюдениях над явлениями природы и опыте добывания огня путем трения деревянных палочек или загорания деревьев от молнии. Почитание деревьев было широко распространено у народов Сибири.
Слайд 21
По всей территории Бурятии на каждом значительном перевале
всегда есть деревья, на ветках которых развешаны ленты, лоскутки
новых тканей. Одиноко стоящие в степи деревья, по воззрениям бурят, также являются сакральным объектом, проезжая мимо которого обязательно делается остановка, совершается ритуал подношения даров в виде всевозможных кушаний, молочных продуктов, водки, денег, разноцветных полос тканей. В том случае, если с собой не было ничего из вышеназванного, то привязывали несколько волос из хвоста или гривы своего коня. Такие деревья нельзя было ломать, тем более рубить. У бурят бытует поверие, что дух, хозяин леса, живет в самых крайних деревьях леса и их тоже нельзя рубить. Для этой цели необходимо углубится подальше в лес и там подыскать подходящее для рубки деревья. Старые деревья, насчитывавшие не одну сотню лет, символизировали непрерывность жизни, цикличность смены поколений и их связь.
Культ деревьев и вся сопровождающая его культовая практика должны были обеспечить естественный ход событий, гармонию в природе и жизни людей, они играли важную роль в магико-религиозных обрядах, обеспечивающих увеличение жизненной силы животных, людей.
Слайд 22
Деревья в бурятских обрядах и верованиях, как объекты
культового и мифологического почитания, выступают в следующих аспектах: носители
жизненной силы; воплощение древесного духа, его обиталище; путь, дорога, по которой осуществляется магическая связь человека с потусторонним миром; символ круговорота времени, знак смены сезонов года; один из пяти элементов мироздания.
Наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, богатства, радости, здоровья. Считая себя частицей единой и неделимой природы, человек никогда не старался подчинить ее себе. Ребенок с малых лет учился любить, почитать, охранять ее, не только слушая наставления и назидания, но и наблюдая личный пример старших.
Главный виновник современных экологических проблем и бед - сам человек, его потребительское отношение к окружающей среде. Чтобы сохранить то, что даровано нам Небом, приумножить наследованные нами богатства наших предков и передать детям и внукам, мы должны использовать многовековой опыт народа, его нравственную культуру, экологические традиции. В культуре бурятского народа был и, думаю, останется самый древний культ - культ природы.
Слайд 23
Роль дерева в условиях
Таксимовской общеобразовательной средней школы
№2
Местность, вид, окрестность вместе со всею землею, водою и
небом называют в народе общим словом -природа.
Природная красота и эстетические природные ценности наверняка влияли на обычные чувства людей.
Береза (по словарю Ожегова)-лиственное дерево с белой (реже темной ) корой и сердцевидными листочками.
Тополь- дерево семейства ивовых с высоким и прямым стволом.
Неизвестно, какие причины побудили поставить здание Таксимовской средней школы №2 именно на этом месте, но тем не менее место определенно неплохо. К тому же тот факт, что у здания выросли и укрепились березки говорит, о многом.
Обратите внимание, что в нашем школьном дворе кроме березы растет и тополь, то есть согласно русским верованиям это деревья, которые являются и «доброжелательными» и «погаными», но все-таки они воздействуют на биоэнергетику школьного дома, на учащихся и учителей благоприятно.
Слайд 24
Пословицы русского народа.
Дерево дереву рознь.
Нет такого дерева, чтоб
на него птица не садилась.
И на дереве лист на
лист не приходится.
Кто срубил дерево- того проклянут дети, кто посадит дерево, того похвалят внуки .
Старое дерево скрипит да живет.
Сломить дерево - секунда, а вырастить -годы.
Не беречь поросль -не видать и дерева.
Кто деревце посадит ,тот человеку и друг.
Не от добра дерево листья роняет.
Сначала дерево корни пускает, а потом уже начинает расти вверх.
Без догляда и дерево не поднимается.
Выбери хорошее дерево, будешь под тенью сидеть.
Прямое дерево ветра не боится.
Как дерево не гни, оно вверх растет.
Из источников народной мудрости мы знаем, что к березке отношение особое.
Слайд 25
Стихи Дябло Алины.
« Березонька.»
1. Березонька пристроилась
У моего
окошка.
Ну что же ты, березонька,
Грустна, невесела,
Быть может, что
случилося,
Мальчишка ветвь сломал?
Листок сорвал, обидил ли?
Ведь жизнь так непроста.
Ведь ты у нас красавица!
В лесу стоишь качаешься,
И ветви, словно рученьки,
Протягиваешь мне.
Ведь в жизни у березоньки
Так много счастья, радости,
Любуются березонькой
И радуешь ты всех.
2. Есть дерево осина,
Есть дерево береза.
Береза, ты прекрасна
И радуешь ты глаз.
Ты лучше всех на свете
Как солнца греешь лучик,
Сияешь, словно ясный день,
С утра манишь к себе.
Как славно, если раненько
Тебе в окошко веточкой
Березонька зеленая
С любовью постучит.
Стоишь ты кучерявая,
Стоишь ты светлоокая,
Березонька кудрявая,
Тебя любить я рад.