Слайд 3
План
I. Возникновение державы Маурьев
II. Источники права
III.
Правовое положение отдельных групп населения
Слайд 4
Возникновение державы Маурьев
Около 2300 лет тому назад
греческий император Александр Великий вторгся на индийскую землю. Его
вторжение на землю Индии было успешным вследствие разобщенности местных правителей. Тогда еще на этом субконтиненте не было полисов — высокоразвитых городских республик, но здесь издавна существовали военно-демократические общины — ганы. В V веке до н.э. к ним добавились самоуправляющиеся религиозные общины — сангхи; все эти социальные группы активно отстаивали свою автономию от посягательств множества царей и царьков.
Слайд 5
Немногие индийцы той поры заразились фантастическими идеями Александра
Македонского о всемирном братстве людей в рамках единой державы,
и лишь один из них — Чандрагупта Маурья — преуспел в своих намерениях. Он возглавил борьбу индийцев за изгнание западных пришельцев, заключил боевой союз с ганами, сангхами и отдельными свободолюбивыми племенами; в итоге возникло первое общеиндийское государство Маурьев. Под умелым руководством своего премьер-министра Чанакьи, царь Чандрагупта Маурья завоевал все земли от Ирана на Севере запада и вниз до штата Мусоре на Юге. Благодаря этому худому и болезненному брахману, великая империя Индии снова обрела существование, став как никогда еще более сплоченной.
Слайд 6
Источники права
Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического
и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в
источниках права, среди которых особое место занимают дхармаша-стры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "ньяя", сходное с европейским — закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.
Слайд 8
Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апаста^ба, Васиштха, носившие
название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале
второй половины 1 тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (в дальнейшем — ЗМ), джнавалкьясмрити (II—III вв. н.э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н.э.)'. Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.
Слайд 9
Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый
этап развития правовой мысли в Древней Индии, запомненное, передаваемая
по памяти традиция, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн (а не четырех стадий жизни индуса — ашрам), и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма.
Слайд 10
Главной отличительной особенностью философии и права древней Индии
является положение о четырех ступенях нравственного развития личности на
пути к совершенству и духовной свободе (артха, кама, дхарма и мокша) и соответствующих этим ступеням четырех ашрамах, стадиях жизни индуса: брахма- чарии — периода учебы и самодисциплины, грихастхи — стадии хозяина (главы семьи), ванапрастхи — стадии лесной жизни аскета для очищения души от греховности и обуздания чувств и санньясы — жизни в отречении для спасения души, принципов, например о приоритетных средствах доказывания в суде, состоящих из документов пользования вещью и свидетельских показаний, о необходимости судебной проверки фактов, относящихся к рассматриваемой тяжбе. Она оперирует понятием "тяжкое правонарушение", выделяет преступления против царя, требует беспристрастности судей и пр.
Слайд 12
Правовое положение отдельных групп населения
Процесс социального расслоения
древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В
результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.
Слайд 13
Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не
к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению
особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно- управленческой деятельности брахманов и кшатриев.
Слайд 14
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями,
вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах,
предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг— привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.