Слайд 2
История рекламы в России
Реклама в дореволюционной России
Устная реклама
Печатная
реклама
Рекламные агентства
Реклама советского периода
Особенности советской рекламы
Направления государственной рекламы
В.Маяковский
— теоретик и практик рекламы
Реклама в постсоветской России
Слайд 3
1. Реклама в дореволюционной России
Устная реклама существовала с
тех пор, как появилась необходимость обмениваться товарами и торговать.
В городской среде ее представляли уличные торговцы-мальчишки — продавцы газет, напитков, сладостей, сигарет, а также приказчики магазинов, трактирщики, извозчики, старьевщики.
Слайд 4
Устная реклама имела две разновидности:
Призывы:
простые призывы:
«Булочки,
булочки, горячие булочки!»
рифмованные строки:
«Вот мех пушистый —
золотистый, вот — нежный — белоснежный! Вот — темный — скромный!!»
Слайд 5
2. Рекламные тексты — веселые стихотворные монологи, включающие
в себя характеристики товара, стоимость и другие детали:
«Есть
ниточка, есть катушечка!! Приходите покупать, девки — душечки!»
Слайд 6
В стихотворных текстах использовались юмор, показное удальство:
Вот так
квас —
В самый раз!
Баварский со льдом —
Даром не берем!
Пробки
рвет!
Дым идет!
В носи шибает!
В рот икает!
Слайд 7
Печатная реклама
Лубком, или лубочной картинкой, называется дешевое массовое
издание, получившее широкое распространение в дореволюционной России.
Термин «лубок» происходит
от слова «луб» (внутренняя часть древесной коры), поэтому первоначально лубок представлял собой оттиск на листе большого формата с гравированной на дереве картинки, сопровождаемой кратким пояснительным текстом.
Она предназначалась для людей, которые плохо читают или совсем не умеют читать, отличалась простотой и доступностью образов, красочностью изображения (раскрашивалась от руки в несколько красок); текст писался живым, образным разговорным языком и нередко — в стихотворной форме.
Слайд 10
Гравюра «Ермак».
XVII век.
Гравюра
Слайд 12
Активное развитие плаката в России пришлось на последнюю
четверть XIX и начало ХХ века.
Настоящими произведениями искусства
стали рекламные плакаты, созданные русскими художниками, входившими в объединение «Мир искусства»: М. Врубелем, Е.Лансере, Л.Бакстом, К. Сомовым, Л.Билибиным.
Плакаты мирискусников были выполнены в стиле модерн и отличались изысканной графикой, причудливостью линий и тонкими цветовыми переходами.
Слайд 13
Плакат М. Врубеля
(1901 год)
«Выставка работ
36-ти
художников»
Слайд 14
Первый номер российской печатной газеты вышел 2 января
1703 года.
Первое объявление коммерческого характера было приложено к
12-му номеру «Ведомостей» от 31 мая 1770 года.
Исключительное право печатать частные объявления в губерниях Российской империи в 1830 году предоставляется «Губернским ведомостям».
Слайд 15
Рекламная страница из журнала «Нива»,
1898 год.
Слайд 16
К началу XX века появляется достаточно обширная специализированная
пресса, содержащая рекламные материалы, в частности рекламные журналы: «Торговля»,
«Торговля и жизнь», «Деловой будильник», «Искусство рекламирования» (Санкт-Петербург); «Комиссионер» (Москва), «Рекламист» (Одесса) и многие др.
Слайд 17
В 1878 году в России открылось первое рекламное
агентство Л. Метцля.
Основателю этой конторы принадлежит знаменитая фраза:
«Объявление есть двигатель торговли».
Слайд 18
После 1917 г. российская реклама была монополизирована государством.
В советский период она отличалась
меньшим распространением, чем в
западных странах,
отсутствием коммерческой основы,
простотой, использованием традиционных форм.
2. Реклама советского периода
Слайд 19
20-е годы реклама — политическая, социальная, коммерческая —
стала социальным инженером труда и быта людей, конструктором правильных
потребностей:
Какими профессиональными и бытовыми навыками должны обладать «советские люди»?
Что они должны были знать и уметь?
Какие вещи должны их окружать?
Как разграничивались жизненные реалии на «советские» и «несоветские»?
Слайд 20
1. «Смычка» города и деревни
«Бесконечной вереницей из столицы,
с разных фабрик и заводов деревенскому народу
день и
ночь везут товар.
А взамен сапог и ситца вереницей
из деревни в города
на подводах в три ряда едут мясо, масло, хлеб....»
Худ. Н. Котов. 1925 г.
Слайд 21
Трубы, мачты, рельсы, мосты, платформы. Образ идеальной страны-фабрики.
Худ. Н. Котов. 1927 г.
2. Индустриализация
Слайд 22
Будущее представало прежде всего как пространство индустриального труда.
Худ.
Б. Клинч. 1932 г.
Слайд 23
Бракодел:
«Я — враг рабочего правительства.
Твой брак милее
мне вредительства.
Я оценю твои усилия.
Как, бишь, дружок,
твоя фамилия?».
Худ. Б. Клинч. 1932 г.
3. Все, кто мешает индустриализации, — враги.
Слайд 24
«Летун» — квалифицированный специалист,
меняющий места работы в
погоне за
более высоким заработком и лучшими бытовыми условиями
— враг индустриализации.
Бригада монументалистов АХРР, 1931 г.
Слайд 25
Прогульщиков и лодырей
предлагалось выгонять вон.
Худ. И. Громицкий,
1933 г.
Слайд 26
Долой рукопожатия!
Без рукопожатий
встречайте друг друга
и
провожайте.
1929 г.
4. Реклама санитарно-гигиенических навыков
Слайд 27
Санитария в быту считалась обязательной частью «новой пролетарской
культуры»
1932 г.
Слайд 29
5. Реклама безопасности на дорогах
Проблемой для нового горожанина
был и городской транспорт
Слайд 33
6. Злым врагом культуры считалась водка
В 1928 г.
был создан Всесоюзный Совет Противоалкогольных Обществ СССР.
Выпускались журналы (самым
популярным был московский «Трезвость и культура»), листовки, плакаты, проводились антиалкогольные недели и месячники.
Слайд 34
7. Привлечение женщин к фабричному
и заводскому труду
Худ. М. Бри-Бейн. 1933 г.
Слайд 35
«Женщина у станка»
появилась на русских плакатах еще
в период Первой мировой войны
1916 г.
Слайд 36
Американский плакат
на ту же тему появился значительно
позже
«Клепальщица Рози»,
Худ. Дж.Г. Миллер, 1942 г.
Слайд 37
При всей производственной нагрузке советская женщина должна была
исправно нести свои традиционные гендерные функции — содержать дом,
рожать и воспитывать детей.
Худ. П. Караченцов, 1939 г.
Слайд 38
8. Реклама товаров
Основная задача государственных рекламных организаций состояла
в том, чтобы «восхвалить» наилучшим образом товар государственных предприятий,
победить частника на рекламном фронте.
Слайд 42
В 1935 г. Наркомат внутренней торговли принял постановление «Об
использовании рекламных методов в деле расширения товарооборота».
В 1936 г.
учреждаются:
«Торгреклама» при Наркомате внутренней торговли СССР,
«Союзпищепромреклама» при Наркомате пищевой промышленности,
Рекламное бюро при Госторгиздате.
Обосновали норматив — тратить на рекламу 0,1% от товарооборота, обратив особое внимание на рекламу новых продуктов, разъяснение покупателям их свойств и способов использования.
Слайд 50
Худ. М. Буланов. 1929 г.
9. Социальная реклама
Слайд 52
Маяковский — теоретик рекламы
«Мы знаем силу агитации... Буржуазия
знает силу рекламы. Реклама — это промышленная, торговая агитация.
Обычно думают, что рекламировать надо только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи.
...Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления — это простейший вид. Реклама должна быть с разнообразием, выдумкой.
...Думайте о рекламе!»
В.Маяковский «Агитация и реклама» 1923 г.
Слайд 53
В заметках Маяковского описано
что такое реклама, зачем
она нужна, каковы критерии ее эффективности.
Тонко подметил, что
важнейшая составляющая рекламы — имидж.
Указал на необходимость неоднократного воздействия на аудиторию.
Наконец, подчеркнул, что реклама — это творческая деятельность, искусство, но основанное на мысли, расчете.
Слайд 54
Но прежде всего Маяковский был рекламистом-практиком:
Чаеуправление, Госиздат,
Резинотрест, Мосполиграф — это все государственные предприятия, продукцию которых
и продвигали Маяковский с Родченко.
Папиросы «Араби» производились «Табактрестом».
Журнал «Огонек» был государственным изданием.
Слайд 55
Слово «Моссельпром» прочно ассоциируется с Маяковским.
Аббревиатура Моссельпром
означала: «Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной
промышленности».
Слайд 56
Знаменитая, благодаря Маяковскому и немому фильму, «Папиросница от
Моссельпрома»
Слайд 58
Рекламные лозунги В. Маяковского
Темы:
Лишь тогда работать можно, если
лестница надежна
На работе прячь волосы
Только немедленно начатое искусственное
дыхание может спасти пораженного электричеством
Лозунги В. Маяковского
Работай только
на прочной лестнице.
Убьешься, если
лестница треснется.
На работе волосы
прячьте лучше:
от распущенных волос —
несчастный случай.
Электрический ток —
рабочего настиг.
Как от смерти
рабочего спасти?
Немедленно
еще до прихода врача
надо искусственное
дыхание начать.
Слайд 59
Плакат из серии «Трудовая дисциплина»
Стихи В. Маяковского,
худ. К. Ротов. 1930 г.
Слайд 61
3. Реклама в постсоветской России
1 этап — 1991-1994
гг.
2 этап — 1994-1998 гг.
3 этап — с 1998
г. по н.в.
Слайд 62
1 этап (1991-1994 гг.)
«Реклама — это искусство»
В рекламе
доминировали перешедшие из смежных областей режиссеры, писатели, дизайнеры.
Цель
рекламы — создание «красивых» имиджей.
Газетные объявления — «наивный рекламизм», порожденный самовыражением начинающих бизнесменов и художественной самодеятельностью информационных отделов государственных предприятий.
Слайд 63
2 этап (1994-1998 гг.)
Ориентация на удовлетворение любых запросов
рекламодателя — «Чего хочет клиент».
Рекламные полномочия делегированы в
отделы и рекламные агентства.
Получили развитие методы планирования и оценки рекламных кампаний, обоснование рекламных бюджетов.
Слайд 64
3 этап (с 1998 г.)
упор на формирование символической
ценности и мифов о товаре;
хирургически точная имплантация рекламных
сообщений в систему ценностей и внутренний мир потребителя;
интенсивное развитие отечественных брендов и полная интеграция лучшего мирового опыта в технологии российской рекламы.
Слайд 65
Литература по теме 3_1:
Ромат Е.В. Реклама. — Киев-Харьков:
НВФ «Студент центр», 1999.
Савельева О.О. Советская реклама 20-х годов
как средство агитации и пропаганды. — «Человек», №№2-3, 2006 г.