древнейших времен
В странах Древнего Востока появился первый анализ общественного
разделения труда, отношений господства и подчинения (известно из трудов древнекитайских философов Конфуция, Сюнь Цзы). Греческие мыслители внесли крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности людей. Им принадлежит описание хозяйственного быта греческих полисов через образы идеализированных правителей и общественных порядков.
Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) первым стал употреблять термин «экономия», изложил свои взгляды в работе «Домострой». Писал, что экономия (от греч. «ойкос» – дом, «номос» – закон) – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности.
Платон (427 – 347 гг. до н.э. В его идеальном государстве свободные люди делились на три сословия:
1) философов, призванных управлять государством;
2) воинов;
3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.
Рабы рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) различал два вида хозяйства: экономию, к которому он относил главным образом земледелие, и хрематистику – хозяйство для обогащения, в которое включал торговлю и ростовщичество. К хрематистике Аристотель относился отрицательно, считая, что она направлена не на удовлетворение повседневных нужд, а на накопление богатства.
Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.
Фома Аквинский (1226-1274) – представитель экономической мысли Средневековья, итальянский монах, принадлежащий к числу сторонников канонической доктрины (толкователей канонов католицизма).
Считал, что общественное разделение труда лежит в основе разделения общества на сословия. В частной собственности он видел основу хозяйства. С одной стороны, Аквинский считает «справедливой ценой» правильную цену, соответствующую трудовым затратам, а с другой – доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.