Слайд 2
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Предпосылки моделей
Как правило, предпосылки моделей
содержат ответы на следующие вопросы:
1. Чем определяется поведение избирателей,
рациональны ли их ожидания в отношении платформ партий и экономической политики, хорошо ли они информированы?
2. Чем мотивируется поведение политических партий и их лидеров? Является ли их поведение оппортунистическим, т. е. направленным исключительно на приход к власти, без учета состояния экономики, или же идеологическим, ориентированным на достижение не только власти, но и некоторых социальных и экономических целей?
3. Могут ли партии повлиять на состояние экономики? С помощью каких инструментов осуществляется это влияние? В большинстве моделей предполагается возможность воздействия партии, пришедшей к власти, на центральный банк страны, так что регулирование денежного обращения становится основным инструментом экономической политики правительства.
4. Каковы экономические и политические шоки, внешние они или внутренние? Большинство моделей политического цикла в качестве шоков рассматривают резкие структурные сдвиги, связанные с внутренней политической системой. Однако в некоторых обсуждаются и последствия внешних шоков — таких, как войны, революции, погодно-климатические условия и изменения мировых цен на энергоресурсы.
5. Компетентность партий — способны ли партии достигать поставленных целей? Считается, что партия компетентна в той мере, в какой она может эффективно управлять экономикой. Отсюда некоторые исследователи объясняют существование циклических колебаний сменой действующих политиков, обладающих разной степенью компетенции.
Слайд 3
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза
Одним из первых подходов
к моделированию влияния политических переменных на экономические была модель
Нордхауза, в которой предполагались нерациональные избиратели и оппортунистические партии. В этой модели избиратели, оценивающие находящегося у власти политика только по его прошлому поведению и полностью доверяющие его заявлениям, не пытаются прогнозировать будущую ситуацию. Политик же ведет себя так, чтобы максимизировать число голосующих за него на следующих выборах. Другими словами, политик является представителем оппортунистической партии и добивается исключительно политических целей. В его арсенале — кредитно-денежная политика, реализующая выбор между инфляцией и безработицей, когда низкая безработица в текущий момент ведет к более высокой инфляции как в текущий момент, так и в будущем. Иначе говоря, предполагается, что у действующего политика в краткосрочном периоде существует возможность выбора между инфляцией и безработицей как основными макроэкономическими ориентирами, т. е. кривая Филлипса адекватно описывает краткосрочное совокупное предложение.
Слайд 4
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза
Пусть доля избирателей, согласных
проголосовать за действующее правительство, определяется функцией популярности
где и* —
оптимальный для экономики уровень безработицы, который может быть меньше естественного уровня ип.
Правительство достигает максимума своей популярности, когда , t= 0 и иt, = и* , max Vt = с.
На рис. точка с координатами (и*, 0) отражает оптимальное состояние для общества.
Предполагается, что правительство контролирует предложение денег и, значит, определяет текущие значения t и иt, основываясь на краткосрочной кривой Филлипса, рассматриваемой как ограничение вида
Если ожидания верны, то et = t , и экономика функционирует на уровне полной занятости
Слайд 5
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза
Изменение ожиданий сдвигает краткосрочную
кривую Филлипса SRPC ( et = ), поэтому
в долгосрочном периоде выбора между инфляцией и безработицей нет. Долгосрочная кривая Филлипса вертикальна.
Слайд 6
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза
Предположим, что экономика первоначально
находилась в точке А (un , 0), являющейся точкой
долгосрочного макроэкономического равновесия с нулевой инфляцией, и приближается время очередных выборов. Для действующего правительства достигнутый уровень популярности не является максимальным, поэтому оно стремится увеличить его и перейти на новую кривую безразличия, более близкую к точке социального оптимума. С этой целью оно может неожиданно увеличить предложение денег в экономике, стимулировать таким образом деловую активность и уменьшить уровень безработицы.
Слайд 7
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза
Таким образом, из рассмотренной
модели следует, что в условиях нерациональности избирателей и возможности
для правительства непосредственно использовать инструменты денежной политики циклические колебания деловой активности зависят от периода избирательного цикла:
а) в первый период нахождения у власти правительство будет проводить антиинфляционную политику, а в предвыборный период — использовать меры по стимулированию экономики. Политические деятели, находящиеся у власти и заинтересованные в победе на очередных выборах, в конце своего срока ориентируются на проведение политики, стимулирующей увеличение занятости, пусть даже ценой роста инфляции, обеспечивая себе поддержку у избирателей. После победы на выборах они в первой половине своего срока вынуждены проводить политику сдерживания инфляции за счет роста безработицы. Таким образом, имеет место систематический цикл безработицы, соответствующий циклу использования инструментов политики, что вызывается избирательным циклом;
б) экономика будет двигаться к равновесию с высокой инфляцией. Хотя В. Нордхауз и представил эмпирические данные по разным странам, подтверждающие его выводы, модель политического делового цикла была подвергнута резкой критике за то, что предполагала недальновидность избирателей. В соответствии с моделью получалось, что предшествующая история ничему не учит избирателей, и они не корректируют свои инфляционные ожидания с поправкой на фазу выборного цикла, хотя и знают, что действующий политик перед каждыми выборами стимулирует экономику денежными мерами.
Другое направление критики касалось предпосылки об оппортунистическом поведении партий и представляющих их политиков. Указывалось, что это совсем не соответствует эмпирическим фактам в странах с рыночной экономикой и есть статистические подтверждения различий в поведении действующих политиков в зависимости от их партийной принадлежности.
Тем не менее, такого типа модели политических циклов пробуют применить в России. На основании анализа выборов 1993—1996 гг. делается вывод о том, что российская ситуация может быть описана с помощью модели Нордхауза, так как выполняются ее предпосылки:
• избиратель еще не приобрел политическую память и может рассматриваться как наивный и близорукий;
• анализируемые циклы не связаны непосредственно со сменой находящихся у власти партий.
Слайд 8
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины
В стране действуют две
политические партии, представляющие интересы различных слоев избирателей. Поэтому их
целью является не только приход к власти, но и проведение экономической политики, направленной на достижение различных целей, реализующих их предвыборные экономические платформы. Следовательно, разные партии моделируются как политические деятели с разными целевыми функциями.
Слайд 9
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины
Слайд 10
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины
Дискреционное равновесие в одношаговой
игре
Слайд 11
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины
Дискреционное равновесие в одношаговой
игре
Слайд 12
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины
Равновесие в повторяющейся игре
Слайд 13
к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины
Равновесие в повторяющейся игре