Слайд 2
Ценность
термин, широко используемый для указания на значимость объектов
окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом,
определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности.
Слайд 3
Технология
(от греч. τεχνη – искусство, мастерство, умение
и λογος – слово, речь; разумение, разум; (разумное) основание;
(со)отношение, соответствие)
совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала, осуществляемых в процессе производства продукции; а также научная дисциплина, изучающая закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют сами операции, являющиеся частью общего производственного процесса.
Изменение некоторого материала в соответствии с некоторой идеей.
Слайд 4
Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека
(1958 г.)
Технологии амбивалентны: они могут как развивать человеческие способности,
так и «ампутировать» их.
Слайд 5
Основные положения экономизма
Экономика является единственной сферой, обеспечивающей прирост
ресурсов, все остальные сферы — лишь потребляют.
Нет другой эффективной
экономики, кроме рыночной.
Технология (инновации) является единственным фактором, обеспечивающим экономический, а значит и социальный прогресс.
Примат частного над общественным и конкуренция обеспечивает небывалую активность в экономической деятельности. Обогащение одного ведет к обогащению всех.
Слайд 6
Концепт
«шестой технологический уклад»
Львов Д. С.,
Глазьев С. Ю.
Теоретические
и прикладные аспекты управления НТП // Экономика и математические методы :
журнал. — М., 1986. — № 5. — С. 793–804.
Слайд 7
Шестой технологический уклад
Слайд 9
Кризис западного общества –
прежде всего
кризис ценностей, а также достижение пределов роста потребительской модели.
Рост
осуществлялся за счет некапиталистической периферии.
Вестернизация мира привела к тому, что теперь возможен либо отказ от капитализма, либо капиталистическая экспансия внутрь человека (когнитивный капитализм, общество «знания»).
Слайд 10
Полемика вокруг проблемы происхождения капитализма
Слайд 12
Кризис ценностей
Сорокин П.А.
Социальная и культурная динамика
(Кризис нашего
времени)
Познавательные
истинно-объективно vs полезно-субъективно
Нормативные (морально-правовые)
надо vs хочу
Эстетические
красиво vs
приятно
Универсализм
vs
Индивидуализм (тотальный плюрализм)
Слайд 13
1.Идеациональная культура основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности
Бога. Этика, истина, искусство и система права также неразрывно
связаны с божественным началом.
2.Чувственная культура абсолютно противоположна идеациональной. Она отвергает сверхчувственные ценности. Основной посылкой чувственной культуры является то, что познание осуществляется через органы чувств. В чувственном обществе естественные науки вытесняют религию, теологию и даже философию.
3.Идеалистическая культура – это промежуточное звено между идеациональной и чувственной культурами. Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становятся равноправными. Происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое.
Слайд 14
«Практическое поражение декадентского эмпирицизма современной культуры обнаруживается в
нашей все возрастающей неспособности управлять человечеством и ходом социально-культурных
процессов, несмотря на оптимистический лозунг эмпирицизма: «Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы властвовать». Чем больше экономистов вмешивается в экономику, тем хуже они становятся; чем больше политологов участвуют в реформировании государства, тем больше правительство нуждается в реформе; чем больше социологов, психологов, антропологов и юристов вмешиваются в дела семьи, тем больше семей разрушается; чем больше принимается "научных" решений проблемы преступности, тем больше она возрастает, и т. д. Несмотря на все находящиеся в нашем распоряжении общественные и естественные науки, мы не способны ни управлять социально-культурными процессами, ни избегать исторических катастроф».
П.А. Сорокин
Слайд 15
Кризис ценностей
Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек.
Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл.
А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992.
Познавательные
(истина-объективизм vs полезность-субъективизм)
Морально-правовые или нормативные
(надо vs хочу)
Эстетические
(красиво vs приятно)
Универсализм vs тотальный плюрализм (индивидуализм)
Слайд 16
Глобализация
процесс перераспределения основных организационных функций между государством,
глобальными корпорациями и неправительственными организациями.
процедура перестройки межправительственной (межнациональной) системы
глобального управления в надправительственную (наднациональную).
Слайд 17
Изменение вектора НТП
Целенаправленно были закрыты целые направления научно-технического
творчества и открыты широкие возможности для технологий так или
иначе способствующих реализации трангуманистического проекта.
Слайд 18
Когнитивный капитализм
Во-первых, человеческая цивилизация в лице развитых стран
переходит на новый этап развития – этап постиндустриального или
информационного общества (общества, основанного на знании), в котором информация (знание) составляет основу всех процессов.
Во-вторых, движущей силой информационного общества является экономика знаний, в которой информация (знание) составляет главную ценность, а значит главный продукт и товар.
В-третьих, новые информационные технологии – эффективный универсальный инструмент обеспечения инновационного экономического, социального и духовного развития.
Слайд 19
Когнитивный капитализм
В-четвертых, электронная культура соответствует стандартам информационного общества
и обеспечивает инновационные потребности экономики знаний (когнитивного капитализма).
В-пятых,
электронное обучение – особая инновационная сфера услуг, где действуют, тем не менее, те же экономические законы, что и в остальной экономике знаний.
Слайд 20
.
Marshall McLuhan
Мы расширили до вселенских масштабов свою центральную
нервную систему и
упразднили пространство и время,
по крайней
мере в пределах
нашей планеты.
Мы быстро приближаемся к финальной
стадии расширения человека вовне –
стадии технологической симуляции сознания, когда творческий процесс познания будет коллективно и корпоративно расширен до масштабов всего человеческого общества примерно так же, как ранее благодаря различным средствам коммуникации были расширены вовне наши чувства и наши нервы.
Уплотненный силой электричества, земной шар теперь не более чем деревня (global village)
Слайд 21
«По мере того как труд вытесняется чистым движением
информации, деньги как хранилище труда сплавляются воедино с информационными
формами кредита и кредитной карточки. От монеты к бумажным деньгам, от бумажных денег к кредитной карточке – вот устойчивая прогрессия, ведущая к окончательному превращению торгового обмена в движение информации».
Слайд 22
Авторы кибернетического манифеста:
В. Турчин (1931-2010) и К. Джослин
(род. 1963)
В октябре 1989 г. два американских физика и
кибернетика Валентин Турчин (советский эмигрант) и Клифф Джослин публикуют программный документ, соединивший в одном концептуальном пространстве глобализационные и технократические фантазии – «Кибернетический манифест». По своей значимости и революционному характеру этот документ вполне сопоставим с «Манифестом коммунистической партии» (1848) Маркса и Энгельса. Но если Коммунистический манифест открывал эру социалистических революций, то Кибернетический – эру глобализации.
Слайд 24
ВЛЮБЛЕННЫЙ В ТЕХНИКУ
Маклюэн анализирует греческий миф о Нарциссе
и
приходит к выводу что отражение является расширением Нарцисса во
вне. Человек мгновенно оказывается очарован любым расширение себя в любом материале. То есть мы оказываемся в «нарциссическом трансе» от всяких средств
коммуникации. Он говорит что это оцепенение возникает при каждом новом расширении индивида.
Слайд 25
Переход к новому этапу технологического развития – электронной
эпохе – характеризуется изменением вектора человеческой активности: от внешнего,
пространственного, к внутреннему, когнитивному, в формате «технологической симуляции сознания». В этом случае эффект от «ампутации» куда более значительный.
Слайд 26
Психоделический эффект!
.
Если конвергентная модель будет взята за
основу для принятия стратегических решений и процесс создания кибер-социума
пройдет точку невозврата, то голливудские фильмы апокалиптического содержания покажутся безобидными детскими страшилками по сравнению с прекрасным новым миром (Brave New World).
Brave New World – название романа-антиутопии (1932 г.) английского писателя Олдоса Хаксли, брата биолога Джулиана Хаксли, стоявшего у истоков трансгуманизма
Слайд 27
«Мы движемся
в будущее
подобно человеку,
который ведет
автомобиль,
и смотрит
при этом только
в зеркало
заднего вида».
Маршал
Маклюэн
Слайд 28
Альтернативой
когнитивному капитализму
могла бы быть концепция
«НТП с
человеческим лицом». Такую функцию могла бы выполнить концепция технологических
укладов.
Еще существует шанс (ранее это было в СССР) создать социоцентрическую (антропоцентрическую) модель развития, но для этого необходимо понять, что произошло.
Слайд 29
Технологии для человека, а не человек для технологий!
Примат
духовных ценностей над материальными.
Примат социального над экономическим.
Примат общего
(res publica) над частным (res privata).
Примат естественного над искусственным.