Слайд 2
Предпосылки появления «Домостроя»
накопившийся опыт предпринимательской деятельности,
достаточно развитые
рыночные отношения (особенно в Новгородском и Псковском княжествах)
развитие
новых социально-экономических отношений на Руси в середине XVI в.
привели к необходимости создать аналогичные «наказания» для мирян незнатного происхождения.
Слайд 3
«Домострой» нацелен на предпринимательскую аудиторию и в то
же время он посвящен будничной жизни, ежедневному быту, управлению
конкретным домохозяйством.
Слайд 4
основное предназначение «Домостроя» — не «знания», а порядок
и умение управлять конкретными делами интересуют автора.
Слайд 5
Содержание «Домостроя»
Автор «Домостроя» рисует картину домашнего хозяйства достаточно
богатого человека, как можно судить — боярина, проживающего в
городе, крупного купца. В его доме имеются дворецкий, ключники, много холопов; приобретаются дорогие предметы роскоши, заморские товары. Хозяин дома — человек, живущий за счет чужого труда. Он тесно связан с рынком; хозяину рекомендуется закупать самые разнообразные товары, сельскохозяйственные продукты и различные предметы домашнего обихода. Даже простое перечисление товаров, рекомендуемых к покупке, занимает много места в отдельных главах и в целом в книге.
Слайд 6
Структура «Домостроя»
Домострой состоит из 3 взаимосвязанных частей-«строений»:
«духовного
строения» (религиозные наставления, главы 1-15)
«мирского строения» (о семейных отношениях,
главы 16—29)
«домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63).
В Сильвестровской редакции есть также и дополнительная глава 64 «Послание и наставление от отца к сыну», которая представляет собой авторский конспект всего «Домостроя» и одновременно житейское, основанное на личном опыте автора обоснование «Домостроя».
Слайд 7
: «всякое дело править без волокиты и особенно
не обижать в оплате работника» (ст. 21); «Каких людей
держать и как о них заботиться во всяком учении и в божественных заповедях, и в домашней работе» (название статьи 22); «людей у себя держать хороших, чтобы знали ремесло, кто какого достоин и какому ремеслу учен» (ст. 22).
Слайд 8
статьи, которые можно отнести к предмету управления запасами
и маркетингом.
ст. 40: «Приказчику, дворецкому или ключнику, или купцу,
кто из них облечен доверием, или самому господину на рынке всегда присматривать всякий припас... всякий товар, что со всех сторон идет; когда навезут всего или когда много чего у приезжих людей, — в те поры и закупить про запас, все с рубля с четверти недодашь, и с десяти рублей также, у перекупщика же купишь дороже, вдвое заплатишь да еще и не всякое купишь, если чего-то нет, а надобно. А какой товар или припас не портится со временем, да если еще он дешев, тогда и лишнего можно купить, чтобы в своем хозяйстве удовлетворить все нужды; лишнее же продать, когда вздорожает, и тогда запасы твои обернутся прибылью, как и водится то у хорошего хозяина, домовитого и смышленого в своей предусмотрительности и в умении».
Слайд 9
статьи, посвященные учету и контролю и мерам вознаграждения
за работу:
«А в погребах и на ледниках, и в
житницах, и в сушильных, и в клетях, и в амбарах, и в конюшнях каждый день по вечерам в любую погоду самому господину проверить все питье и еду, и порядок, и всякий припас, и товар, и пожитки... и в любом владенье; и у ключника, и у повара, и у пекаря, и у конюха — все осмотреть самому, хорошо ли устроено, так ли, как написано в этой книге, и расспросить, сколько чего есть и всему ли есть мера и счет, и записи. Да все то приметить и самому размыслить: сколько чего сделано, сколько чего разошлось, кому что отдано» (ст. 58).
Слайд 10
статьи, излагающие принципы работы с персоналом:
«Во всяком деле
кто хорошо, бережливо и бесхитростно служит, по наказу вес
исполняет, того пожаловать и привечать его добрым словом, едой и питьем одарить, и всякую просьбу его исполнить. А чего без умысла или недогадкой или неразумием неловко натворил или испортил что — и в том только словом поучить его перед всеми: и все бы того остерегались, ему же вину простить. Но если в другой и в третий раз натворит чего или заленится — тогда, по вине и по делу смотря, поразмыслив, поучить и побить: была бы хорошему честь, плохому же наказание, а всем — наука» (ст. 59). «А кто глуп и груб, и вороват, и ленив, и ни на что не годится, ни поучении, ни ударов не воспринимает — того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!» {ст. 60).