Слайд 2
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список используемой литературы
Слайд 3
Введение
Цель работы: понимание сущности человека как единства природного
и социального.
Задачи: рассмотрение природного и социального в человеке; ознакомление
с мнениями мыслителей на выбранную тему.
Актуальность: объективное понимание сущности человека, признание себя как части природы, принятие в человеке как биологических, так и социальных сторон способствует не только здоровому развитию индивида и социума, но сохранению дома человечества – природы.
Слайд 4
Человек – существо биосоциальное, но к пониманию этого
философия пришла не сразу. С античных времен человека связывали
с природой. В самом широком значении природа – это все существующее в бесконечном многообразии своих проявлений.
Природа есть Вселенная, материя, мир. А общество является закономерным результатом на пути развития материи.
Рассмотрим основные этапы осознавания места человека в мире природы.
Слайд 5
Античная философия
Природа–
это все, что есть.
Сущее. Соответственно человек не
выделяется из природы. Он внутри нее, ее частичка.
(Демокрит, Эпикур)
Слайд 6
Человек и Космос связаны неразрывными связями, строение самого
человека воспроизводит строение Вселенной.
Человек в равной степени и микрокосмос,
и макрокосмос. Он – один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы.
Человек зависит от ее циклов, ее динамики.
Человек подчиняется порядку природы.
Человек как микрокосмос есть прежде всего природное создание.
Эпоха эллинизма
Слайд 7
Эпоха возрождения
Средние века
Огромное влияние религии. Природа и
сам человек - творения Божьи. Человек как высшее существо,
созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой.
Природа - источник красоты, радости и вдохновения. То, что прежде считалось Божьей волей, отныне стало приписываться человеку.
Человек – сосредоточие всего. Природа не только объект воздействия, но и предмет активной эксплуатации – интеллектуальной и промышленной.
Природа – мастерская.
Слайд 8
Новое время
Желание человека овладеть природой. Техника, торжество которой
началось именно в эту эпоху, стала разрушать веру в
вечный порядок природы.
Природа – это уже не храм, а мастерская, ее можно переустроить.
Природа стала не просто описываться, человечество приступило к ее научному изучению и экспериментальному анализу .
Слайд 9
Современная философия
Человек трактуется не только как природное создание
(микрокосмос). Человек играет особую роль в пересотворении, созидании мира.
Тенденция все более полного господства человека над природой.
Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины XX века. И лишь в последнее время, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы.
Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы.
Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.
Слайд 10
Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание
ее как естественной основы существования и развития общества привели
ученых к необходимости изучения соотношения
биологического и социального
в человеке и обществе
Слайд 11
Человек – биологическое существо
По мнению З. Фрейда, человек
и общество подчиняются биологическим законам развития.
Бессознательное начало, т.е.
психика, инстинкты, унаследованные от предков, влияют на развитие человека. Социальная составляющая в человеке и обществе играет второстепенную роль.
Значит, в антропосоциогенезе – процессе возникновения и развития человека и общества – главная причина биологическая.
Слайд 12
Человек как биологически недостаточное существо
По мнению других философов
(М. Шеллер, А. Гелен), человек от рождения является «биологически
недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира.
Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.
Слайд 13
Органическая теория
(биологический суперорганизм)
Тесная связь общества с природой, схожесть
поведений животных в природе и людей в обществе привели
некоторых мыслителей
(Г. Спенсер, А. Шеффле) к выводу о том, что общество является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем.
Общество уподобляется живому телу. Например, «кровяные частицы уподобляются деньгам», обмен веществ в организме - экономической жизни.
Однако «органическая теория» игнорировала сознательную деятельность людей, их волю и интересы. К середине XX в. эта концепция практически сошла и лишилась круга поклонников.
Слайд 14
Это направление, которое абсолютизирует роль географических факторов. Его
история восходит к античной философии (Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон
и др.). Французский философ-просветитель Ш.Л.Монтескье: жизнь людей, их нравы, законы и даже политическое устройство проистекают из географических и климатических условий, в которых они живут. Согласно Монтескье, климат, почва, состояние земной поверхности, величина территории определяют дух народа, его характер, особенности развития.
Отечественный мыслитель Мечников Л.И. полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства.
Географический детерменизм
Слайд 15
Коэволюция
Еще Гете предложил целостный подход к природе, при котором
натурфилософия сопоставляется с социальной философией. С этой точки зрения
можно обратиться к предложенной рядом отечественных ученых идее «коэволюции», то есть совместного развития природы и общества.
Общество развивается по своим законам. Его становление может не соотноситься с предписаниями природы.
Но общество, которое пренебрегает природой, пытается покорить ее, оказывается обреченным (Ж.Ж. Руссо, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, А. Швейцер, Э. Фромм).
Идея коэволюции в том, что социальные процессы, вся жизнь человека, строятся в полном согласии с природой. Эволюция реализуется совместно. Человек – неотторжимая часть природы.
Слайд 16
Разумеется, человек – биологическое существо. Однако современный научный
анализ показывает, что лишь 15% всех актов человеческой деятельности
носит чисто биологический характер.
Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.
Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе.
Слайд 17
Человек как
биосоциокультурное существо
Так какая же сила объединяет в
человеке эти две противоречивые стороны?
Культура - пожалуй, самое замечательное
изобретение человеческого рода.
Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее – био-социо-культурное.
Слайд 18
Заключение
Основой человеческого бытия является природа. Человек, вобрав в
себя всё природное, выступает одновременно составной частью природы, её
высшим продуктом. Однако человек становится общественным человеком благодаря своим социальным свойствам и качествам.
Первое рождение человека – рождение биологического существа.
Второе рождение – в качестве нормального члена общества, способного к выполнению социальных ролей – есть результат социализации.
Итак, целостный человек есть здоровый биологический индивид, ответственный и надёжный член социума и индивидуальность, устремлённая к самоценной духовности.