Слайд 2
Понятие науки
В понятие «наука» вкладывают три смысла:
1) социальный
институт (ученые, учреждения, приборы и оборудование, обеспечивающие процесс научного
исследования);
2) процесс (деятельность по производству достоверного знания)
3) результат (достоверное знание, необходимое для целесообразной деятельности по удовлетворению потребностей).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 3
Философия науки
Упоминание о философии науки как о самостоятельной
дисциплине впервые встречается у Уильяма Юэлла (1794—1886) в трудах
по истории наук и философии индуктивных наук, основанной на их истории. Юэлл (Уэвелл) Уильям — английский философ; профессор математики, минералогии, этики; был ревностным сторонником применения в науке индуктивного метода. Индукция, по Юэллу, представляет собой не простое накопление фактов, а выведение общих законов, которые как таковые не существуют ни в одном из обобщаемых фактов. Под влиянием философии Канта им написана История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени (1840).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 4
Проблема демаркации
Как отличить науку от других сфер духовной
культуры: философию, религию, искусство?
Логические позитивисты в качестве критерия демаркации
избрали верифицируемость: предложение научно только в том случае, если оно верифицируемо, т. е. если его истинность может быть установлена наблюдением; если же предложение неверифицируемо, то оно ненаучно.
Поппер ввел критерий фальсификации.
Реалисты считают таким критерием объективную достоверность научного знания.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 5
Эссенциализм
Эссенциалистское истолкование научного знания восходит, по мнению Поппера,
к Галилею и Ньютону. Его суть можно выразить в
трех следующих тезисах.
1. Ученые стремятся получить истинное описание мира.
2. Истинная теория описывает "сущности", лежащие в основе наблюдаемых явлений.
3. Поэтому, если теория истинна, то она не допускает никакого сомнения и не нуждается в дальнейшем объяснении или изменении.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 6
Инструментализм
Инструментализм требует проводить различие между:
1) универсумом сущностей;
2)
универсумом наблюдаемых феноменов;
3) универсумом языка.
Первые науку не интересуют, она
занимается вторым с помощью третьего. Причем наука выполняет не только инструментальную, но и дескриптивную функции.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 7
Науковедение
Отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки,
структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими
социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Сформировались дисциплины науковедения: история науки, социология науки, экономика науки, психология науки, логика науки и научная этика.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 8
Научные дисциплины
В своих развитых формах наука предстает как
дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные
дисциплины (математика; естественнонаучные дисциплины - физика, химия, биология и др.; технические и социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой. Формируется четыре блока: естественнонаучные, технические, социальные и гуманитарные науки.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 9
Научное знание
Элементы научного знания
факты,
закономерности,
методы,
теории,
научные картины мира.
Особенности научного
знания
— систематизированность;
— доказательность;
— обоснованная достоверность;
— интерсубъективность;
— объективность
Тема 1. Понятие
науки. Смысл творчества
Слайд 10
Продукты науки
Знания
Методология
Миропонимание (картина мира)
Моральные принципы
Понятия и теории
«...Цель
ученого не в самом знании, а в том, чтобы
предвидеть и действовать» (Пэйо Ж. Воспитание воли // marsexxx.com/ycnex/peio-vospitanie_voli .htm).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 11
Понимание
Усвоение, уяснение, проникновение в суть, смысл и содержание
Происходит от др.-русск. «имать», «ять», брать, ловить, улавливать, схватывать
нечто в сеть смыслов и ценностей.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Эразм Роттердамский
Слайд 12
Динамика инноваций
В книге «Шок от будущего» Э. Тоффлер
проанализировал динамику инноваций и показал, что темпы инноваций убыстряются,
что может вызвать страх перед будущим, которое будет все быстрее обновляться.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Элвин Тоффлер
Слайд 13
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Исходные принципы науки
Потребность
в достоверном знании, которое может служить основанием для достижения
поставленных целей;
Вера в самоценность истины и возможность ее достижения;
Вера в очевидность как критерий истины;
Вера в непогрешимость накопленного человеком личного практического опыта и относительный скептицизм;
Уверенность в праве на свободное научное творчество и свободный обмен информацией;
Вера в абсолютную ценность новизны научного знания.
Слайд 14
Макс Вебер о науке
«Совершенное произведение искусства никогда не
будет превзойдено и никогда не устареет… Напротив, каждый из
нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным… Но быть превзойденными в научном отношении — не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас».
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 15
Факторы успеха в науке
Мотивация
Методология
Методика
Организация
Концентрация (сосредоточенность)
Настойчивость ( энергия)
Широта интересов
и глубина проникновения
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 16
Закономерности развития науки как социального института
Обусловленность развития науки
потребностями общественно-исторической практики.
Относительная самостоятельность развития науки.
Преемственность в развитии научных
теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания.
Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений.
Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки.
Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 17
Закономерности науки как результата
7. Кумулятивный характер научного знания
8.
Дифференциация и интеграция
9. Преемственность (эволюционность) и отрицание устаревшего (революционность)
в развитии знания
10. Каждый ученый начинает с нуля, но возможна помощь школы
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 18
Функции науки
Познавательная
Мировоззренческая
Методологическая
Праксеологическая
Технологическая
Регулятивная
Культурно-воспитательная
Идейно-преемственная
Воспитательно-образовательная
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 19
Научная теория как продукт науки
Одной из важных форм
научного знания является: Научная теория это системная и
исчерпывающая идеализация исследуемой реальности, объединяющая, как правило, несколько научных законов и объясняющая, почему эти законы истинны.
Научный закон обладает статусом аксиомы, если и только если истинность всех его следствий полностью зависит от его собственной истинности. Если все законы какой-либо теории обладают статусом аксиомы, такая теория считается аксиоматической системой.
Кроме того, продуктом науки является методология.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 20
Определение «теории»
«Теория – форма достоверного научного знания о
некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и
доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией» (Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М., 2010. С. 47)
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 21
Философские основания науки
В.С.Степин выделяет две подсистемы философских оснований
науки: во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей
понимания и познания исследуемых объектов (категории "вещь", "свойство", "отношение", "процесс", "состояние", "причинность", "необходимость", "случайность", "пространство", "время" и т.п.), во-вторых, эпистемологическую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 22
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Смысл творчества
Творчеством называется
деятельность, в процессе которой происходит сози-дание новых ценностей.
Вопросы: 1.
Откуда мы знаем, что новое ново?
2. Какое новое качество при этом возникло?
3. Почему мы новое ценим так высоко?
«Операция по удалению камня глупости»
Слайд 23
Опоры творчества
Творчество представляет из себя сложный процесс порождения
нового, опирающийся на:
— энергию (новизна тесно связана с энергетическим
потенциалом: творчество требует затрат энергии, при этом происходит ее перераспределение и накопление);
— информацию (новизна имеет информационный смысл, творчество открывает новые информационные горизонты и возможности);
— время (новое является новым в процессе времени; мы узнаем то, что не знали раньше; однако, мы можем нечто забыть, утратить, а потом вспомнить);
— духовность (творчество связано с получением информации от духовной субстанции, которая доверяет ее не всякому, но лишь достойному).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 24
Интеллект и творчество
Наш интеллект может допустить комбинаторную новизну,
качественная новизна недоступна его пониманию. Об этом писал А.
Бергсон: «Наш интеллект столь же мало допускает полную новизну, как и будущее, совершенно не похожее на настоящее» (Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999. С. 182). «Именно потому, что интеллект всегда старается реконструировать действительность, и притом пользуясь данными элементами, он не схватывает того, что есть нового в каждый момент какой-либо истории. Он не допускает непредвиденного. Он отвергает творчество. Наш ум удовлетворяется тем, что определенные предшествующие приводят к определенным последующим, которые можно вычислить, как функцию» (Там же. С. 181).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 25
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Ценность новизны
Ценность новизны
связана с тем, что она предоставляет возможность: 1) освоить
мир и создать гарантии защищенности и удовлетворения потребностей; 2) преодолеть скуку и однообразие; 3) новые способы решения проблем могут дать экономический и энергетический выигрыш за счет экономии ресурсов и энергии;4) творчество нового ведет к увеличению упорядоченности и сложности космоса; 5) позволяет осуществить самореализацию и самовыражение творческой личности.
Слайд 26
Виды новизны
Объективная новизна признается всеми людьми и ценится
достаточно высоко
Субъективная имеет значение лишь для субъекта
Тема 1. Понятие
науки. Смысл творчества
Слайд 27
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Что такое «смысл»?
Важнейший
философский вопрос «зачем?» связывает объект нашего интереса с нашими
потребностями. Если что-либо с нашими потребностями не связано, оно не имеет смысла. Правда, потребности (а значит, и смыслы) бывают личностные и социальные.
Слайд 28
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Эвристика
Эвристикой называют науку
о творческом мышлении, методологию и методику творчества.
П.К.Энгельмейер называл эврилогией
Нередко
начало эвристики связывают с Архимедом, однако на самом деле отцами эвристики считаются математик Папп и философ Сократ.
Слайд 29
Условия и предпосылки творчества
Способности (одаренность, талант, гений)
Свобода (объективная
и субъективная)
Материальные ресурсы
Опыт, навыки, волевые качества
Помощники и оппоненты
Тема 1.
Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 30
Петр Климентьевич Энгельмейер
(1855-1939)
Обнаруживал в творчестве:
Искусственность
Целесообразность
Неожиданность
Цельность
Три акта творчества:
1) желание (интуитивная потребность); 2) знание (рассуждение);
3) умение (практическое воплощение).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 31
Первый акт творчества по Энгельмейеру
Начинается с интуитивной догадки.
Признаки: а) гипотетический характер; б) цельность; в) самородность.
Элементы
концепта: 1) идея изобретения; 2) гипотеза; 3) замысел; 4) воление, хотение, намерение.
Основной метод – интроспекция.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 32
Второй акт творчества по Энгельмейеру
Переработка концепта методами логики,
умозаключения, расчета.
В результате получается: 1) полный план (схема) изобретения,
проект, модель, образец; 2) доказанная гипотеза, теорема, философема; 3) сценарий, модель, эскиз; 4) план поступка, метода, способа.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 33
Третий акт творчества по Энгельмейеру
Вещественное воплощение произведения на
основе ловкости, сноровки, навыков мастерства.
Результатом является: 1) завершенное изобретение;
2) законченное открытие; 3) ху-дожественное произведение; 4) деяние, подвиг, волевое действие.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 34
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Методы эвристики
Ироническая майевтика
Нешаблонное
мышление
Образное мышление
Мозговой штурм
Интеллект-карта
Гирлянда ассоциаций
Синектика
ТРИЗ
Слайд 35
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Ироническая майевтика
Сократ прикидывался
простаком и задавал собеседникам «глупые» вопросы, помогая им придти
от мнимого всезнания к плодотворному незнанию и к поиску действительной истины.
Слайд 36
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Нешаблонное мышление
Шаблоны мышления
задаются:
1) опытом и привычками;
2) словами-терминами;
3) условиями
задачи.
Нешаблонное мышление предлагает изменить до неузнаваемости условия задачи, пользоваться не словами, а другими знаками, отказаться от привычного.
Слайд 37
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Образное мышление
Опирается на
зрительное восприятие и мышление, на вживание в ситуацию и
особенно в ее ключевую точку, не теряя связи с целым
Примеры: сон инженера Бове, сон химика Кекуле,
Слайд 38
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Мозговой штурм
Метод «мозгового
штурма» («brainstorming») предложил в 1930-е гг. американский психолог А.
Осборн, требуя соблюдения условий:
Двухфазность: сначала творчество, потом обсуждение и критика; распределение ролей: генератор, эрудит, систематизатор, критик.
исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой; поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше; количество предлагаемых идей должно быть как можно большим; разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, а также видоизменять, т. е. «улучшать» идеи, выдвинутые другими членами группы .
Выдвинутые идеи систематизируются, анализируются, обсуждаются и критикуются, отбираются наиболее разумные.
Слайд 39
Проблемное обучение
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 40
Этапы решения проблемы
«- обнаружение противоречий, несоответствий, неизвестных моментов
в подлежащем изучению материале, возникновение стремления к их преодолению
(создание проблемной ситуации);
- анализ условия задачи, установление зависимостей между данными, между условием и вопросом;
- членение основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения;
- актуализация знаний и способов деятельности и соотнесение их с условием решаемой задачи;
- выдвижение гипотезы (или гипотез);
- выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственно решение);
- проверка решения;
- конкретизация полученных результатов» (Загвязинский В.И. Теория обучения. М., 2001.).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 41
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Интеллект-карта
Метод предложен братьями
Бьюзен и направлен на зрительное отображение сущностной структуры изучаемой
теории или науки в виде паука или спрута с целью усвоения и запоминания иерархии (субординации и координаций) идей
Слайд 42
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Пример интеллект-карты
Слайд 43
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Синектика
Метод «синектики» заключается
в том, чтобы попытаться сделать знакомое незнакомым, непривычным, взглянуть
с необычной точки зрения с помощью четырех операций:
отождествление себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с подвижной частью механизма, деталью машины, летящим электроном;
поиски сходных процессов в других областях знания;
использование поэтических образов и метафор для формулирования задачи;
фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке: игнорируются фундаментальные законы природы.
Слайд 44
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Гирлянда ассоциаций
Составление списка
основных характеристик объекта
Предложение ассоциаций по каждой из характеристик
Поиск неожиданных,
случайных ассоциаций второго ряда (этапа), затем третьего, четвертого и т. д.
Слайд 45
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Генрих Альтшуллер о
ТРИЗ
Слайд 46
Генрих Саулович Альтшуллер
(1929-1998)
Родился в Ташкенте. В 1931
г. переехал с семьей в Баку. Учился 4 года
в Азерб. индуст. ин-те. В 1948 г. написал Сталину письмо о недостаточном внимании к изобретательству, был арестован. В 1954 г. вернулся в Баку. В 1950-60-е гг. публиковал фантастические повести, рассказы и статьи о ТРИЗе. В 1990-98 гг. жил в Петрозаводске.
Проанализировал 40 тыс. патентов и авторских свидетельств, выделил 40 стандартных приемов и 5 уровней изобретательности, предложил свою теорию алгоритмов решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 47
Программа творческой личности (по Альтшуллеру)
Выбор достойной цели
Комплекс рабочих
планов по достижению цели
Высокая работоспособность
Технология решения задач
Способность отстаивать свои
идеи
Результативность
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 48
Мышление прорыва
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 49
Семь принципов мышления прорыва
Уникальности;
Целенаправленности;
Опоры на конечное решение;
Системности;
Ограничения информации;
Организации
работы с людьми;
Постоянство и своевременность совершенствования.
Тема 1. Понятие науки.
Смысл творчества
Слайд 50
Параллельное мышление
(Э. де Боно)
Эдвард де Боно предлагает
перейти от одномерного, линейного стиля мышления, который сформировала «банда
трех» (Сократ, Платон, Аристотель) к «параллельному».
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 51
Два типа ученых
В. Оствальд одним из первых обратил внимание
на различие в стилях деятельности ученых. Он выделил два
основных их типа: классики и романтики.
— Для первых характерны стремление к индивидуальной работе, уединению, тщательной и всесторонней проработке идей.
— Вторые склонны к коллективной деятельности, популяризации своих идей, в работе спонтанны.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 52
Мозг человека
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 53
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 54
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
И.П.Павлов: «Жизнь отчетливо указывает
на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними
резкая разница. Одни – художники во всех родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что впрочем им все-таки так и не удается»
Психологические основания культуры
Слайд 55
Особенности полушарий
Психологические основания культуры
Слайд 56
Человеческий мозг
Это масса розовато-серого цвета, состоящая приблизительно из
10 миллиардов нервных клеток и весящая около 1,3 килограмма.
Все нервные клетки соединены друг с другом, и вместе они контролируют все мыслительные процессы.
Мозг составляет не более 2% от веса человеческого тела, но при этом он потребляет 25% вдыхаемого кислорода и 70% всей поступающей в организм глюкозы.
Мозг — это центр управления всем организмом, он контролирует все процессы, необходимые для выживания, например движение, сон, чувство голода, чувство жажды. Кроме того, мозг регулирует и наши эмоции: любовь, ненависть, гнев, радость, грусть. Мозг получает и обрабатывает сигналы, посылаемые ему другими частями тела, а также сигналы из окружающей среды.
Мозг состоит из трех различных, но связанных между собой отделов: большого мозга, мозжечка и ствола мозга.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 57
Тесты Айзенка IQ
Тесты могут выявить в интеллекте тестируемого
не более того, что содержалось в требованиях предъявленных заданий.
Задания же отбираются исходя из статистически достоверного факта их выполнимости данным контингентом лиц (например, детьми определенного возраста, лицами данной профессии и т. п.). Стало быть, оценка интеллектуальных возможностей или достижений тестируемого находится в прямой зависимости от соответствия его результатов результатам, показанным сообществом, с которым он соотносился. Иначе говоря, тестологическая процедура (имеющая своим назначением отбор кадров) в самой своей основе предполагает стандарты, любое отклонение от которых дает ухудшение показателей и снижение оценки со всеми вытекающими отсюда последствиями для практики. Поскольку же применение тестов в некоторых западных странах (в особенности в США) служит важнейшим кадровым регулятором, то постепенно утверждается установка на приспособление интеллекта к тем стандартным приемам, на владение которыми рассчитаны тесты. Тесты культивируют конформизм, неоригинальность, стремление следовать тому, что навязывалось в качестве образца.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 58
Методология научной деятельности
Важнейшие качества ума ученого
Основные характеристики теоретического
ума как творца мыслей:
самостоятельность и нешаблонность;
критичность и доверие;
глубина
и широта;
ясность и разносторонность;
гибкость и опыт (навыки);
пытливость и настойчивость;
терпение и систематичность;
целеустремленность и креативность.
С. Рубинштейн: «Ум – это способность видеть существенное».
Джорджоне «Три философа»
Слайд 59
Этика ученого (Р. Мертон)
универсализм: истинность научных утверждений должна
оцениваться независимо от расы, пола, возраста, авторитета, званий тех,
кто их формулирует;
общность: научное знание должно свободно становиться общим достоянием;
незаинтересованность, беспристрастность: ученый должен искать истину бескорыстно;
рациональный скептицизм: каждый исследователь несет ответственность за оценку качества того, что сделано его коллегами, он не освобождается от ответственности за использование в своей работе данных, полученных другими исследователями, если он сам не проверил точность этих данных.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 60
КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА-управленца
Умение поощрять усилия других
Умение сплотить вокруг себя
единомышленников
Умение ставить и решать творческие задачи
Умение точно подобрать партнеров,
эффективно использовать их деловые качества
Умение сохранять бодрость духа и оптимизм
Умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой
Умение предвидеть ход событий
Стремление к новизне
Опора на трезвый расчет
Умение не зависеть от мнения окружающих о себе
Умение прощать ошибки других
Умение быть отзывчивым на эмоциональные состояния других
Готовность к любым изменениям
Умение рисковать
Умение идти на компромисс, учитывая интересы партнеров
Умение быть критичным к себе
Умение находить нетривиальные решения
Умение производить впечатление на окружающих
Способность не «изводить» себя за собственные промахи
Методология научной деятельности
Слайд 61
Методология научной деятельности
Особенности практического ума
Хитрость
Изворотливость и гибкость
Интуиция
Комбинаторность
и адаптивность
Одномерность
Ориентация на немедленный результат и выгоду
Хорошее знание психологии
Слайд 62
Нобелевская премия
Самой высокой, престижной наградой в области физики,
химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в
экономике с 1969 г. является Нобелевская премия. До 1990 г. было присуждено 427 премий. Вот как эти премии распределились по странам:
США 172
Англия 66
Германия 62
Франция 23
Россия и СССР 2+9=11
Женщины получили 9 премий. При этом М.Склодовская-Кюри была награждена дважды. А в самом раннем возрасте — в 25 лет лауреатом этой премий стал английский физик У. Л. Брэгг (1915 г.).
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 63
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Основные этапы творчества
В
процессе творчества обычно выделяют четыре этапа:
Сбор информации
Формулирование проблемы, или
постановка задачи
Решение проблемы
Обработка результата
Слайд 64
Сбор информации
Для творчества информации – чем больше, тем
лучше. Психолог Б. Теплов обнаружил у Наполеона и Суворова
безграничную любознательность, они хотели знать все. Способность переносить знания и опыт из одной области в другую помогал им находить новые решения в военных ситуациях.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 65
Формулирование задачи
Неправильно сформулированная задача не позволяет найти хорошее
решение. Вопрос: «Почему нельзя похоронить в Воронеже человека, который
живет в Ростове?»
«Торговец купил лошадь за 60 долларов, а продал за 70. Позднее он купил ту же самую лошадь за 80 долларов, а продал за 90. Каков итог его коммерческой деятельности?»
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 66
Решение задачи
Модель творческого процесса – кристаллизация на шерстяной
нитке в концентрированном растворе поваренной соли.
Это самый главный этап.
Но если решение пришло в голову, то откуда? В чем заслуга творца, если в его голову пришло готовое решение?
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 67
Обработка результата
Это технический, но очень важный этап. Грош
цена результату, если он не обоснован, не доказан, не
объяснен. Нужно сделать так, чтобы решение было понятно и убедительно для всех.
Г. Гегель говорил, что голый результат без пути, к нему ведущему, есть труп, мертвые кости, скелет истины, неспособный к самостоятельному движению.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 68
Оценка значимости результата
В какой мере результат позволяет:
Экономить
силы и время
Совершенствовать методы
Изменить традиции
Пересмотреть основные принципы
Выстроить новую картину
мира
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 69
Социальное творчество и творчество жизни
В рамках социальной философии
выделяют ―социальное творчество и ―жизнетворчество.
Каждый человек в той или
иной мере является творцом своей жизни. Одни следуют чужим примерам и образцам, другие создают себя по собственному творческому замыслу. Все зависит от волевого и творческого потенциала.
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 70
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Основные виды творчества
По
степени новизны выделяют четыре вида творчества:
1. Техническое творчество
2.
Научное творчество
3. Художественное творчество
4. Божественное творчество, или творчество из ничего (из свободы)
Слайд 71
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Техническое творчество
Обладает минимальной
новизной
Инженер решает сложную проблему путем переноса известного в одной
сфере принципа в другую сферу, где он не известен и не используется
Инженер Смит: паутина и строительство моста
Слайд 72
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Паутина
Слайд 73
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Научное творчество
Ученый изучает
мир и обнаруживает нечто, реально существующее, но людям не
известное
Степень новизны существенно выше, чем в техническом творчестве.
Слайд 74
Художественное творчество
Художник выдумывает такую жизнь, какой в реальности
не существовало; новизна еще больше.
Три ограничения свободы творчества:
1) надо выдумывать нечто жизнеподобное, правдоподобное;
2) надо давать концентрированное изображение жизни;
3) надо показывать новое видение жизни
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 75
Божественное творчество
Творчество из ничего, или из свободы, обладающее
абсолютной новизной
Спор Н. А. Бердяева и С. Н. Булгакова
Исследование
Акимовым и Шиповым торсионных частиц и полей
Волновая генетика
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 76
Энергия божественного творения
Тема 1. Понятие науки. Смысл творчества
Слайд 77
Основные стили (парадигмы) мышления (осмысления мира)
1. Мифологический (образно-символический)
2.
Теологический (догматический, традиционный)
3. Научный (рационалистический, одномерный)
4. Креативный (многомерный)
Тема 1.
Понятие науки. Смысл творчества