Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему В. С. Соловьёв: философия всеединства (часть 2)

Содержание

В. С. Соловьёв Софиология и историософияОнтология всеединства Структура всеединства (дедукция категорий органической логики)Исходные категории: сущее, сущность, бытие Категории бытия: воля, представление, чувство Категории сущности: благо, истина, красота Категории сущего: дух, ум, душа Категории, определяющие идею как
История русской философииЛекция 7  В. С. Соловьёв  Философия всеединства (часть В. С. Соловьёв Софиология и историософияОнтология всеединства Структура всеединства (дедукция категорий органической логики)Исходные Онтология всеединства Исходные категории органической логикиСущее (свободно сущее, или сверхсущее как таковое)Сущность Органическая логика Исходные категории у Гегеля и СоловьёваУ Гегеля бытие – субстантивированная Органическая логика Исходные категорииПриродаИдеяБог Эн-соф Логос Св. ДухДействительностьНеобходимость (первая материя)МощьБытиеСущностьСущееДругое (бытие)СущееНеабсолютноеАбсолютное1-й полюс Органическая логика Категории бытияНачало своего другого есть воля.Чтобы сущий мог хотеть другого, Органическая логика Категории сущностиКак содержание воли сущего идея есть благо.Как содержание представления Органическая логика Переход к категориям сущегоили быть предикатами одного субъекта(но что тогда Органическая логика Переход к категориям сущегоВоляПредстав- лениеЧувство… быть  предикатами одного субъекта Органическая логика Переход к категориям сущегоВоляПредстав- лениеЧувство… иметь каждый особенного, исключительно ему Органическая логика Переход к категориям сущегоВоляВоляВоляПредстав- лениеЧувствоПредстав- лениеЧувствоЧувствоПредстав- ление… принадлежать трём субъектам, Органическая логика Категории сущегоДух есть сущее как субъект воли и носитель блага, Органическая логика Общая схемаКрасота Чувство Душа ИдеяИстина Представ-лениеУм ЛогосБлаго Воля Дух АбсолютноеСущность (Идея)Бытие (Логос) Сущее (Абсолютное) Органическая логика Переход к софиологииБлаго есть единство всего и всех (любовь) как Органическая логика Переход к софиологииАбсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Органическая логика Переход к софиологииВ. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».Три идеи или Мир явлений не есть чистая видимость, потому что в его основе лежат Софиология Понятие СофииЭлементы организма божественного исчерпывают собою полноту бытия, т.е. это есть Софиология Понятие СофииВо всяком организме (как множестве, сведённом к единству) необходимо содержатся Софиология Нетварная и тварная София Софиология Нетварная и тварная СофияБог Софиология Нетварная и тварная СофияМилый друг, иль ты не видишь,Что всё видимое Софиология Нетварная и тварная СофияСофия (Мировая Душа) – центральный персонаж теокосмического процесса.Нетварная В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от Богочеловеческий процесс Основные формы общечеловеческого организмаЭкономическое общество (земство)Положительная наука Техническое творчество Материальная Историософия Разделение церквей и его последствияПоложительный смысл истории заключается в свободном вхождении Историософия Теократическая утопияЗапад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной Историософия Теократическая утопия«С Востока свет. С Востока силы!» И, к вседержительству готов, Вопросы?
Слайды презентации

Слайд 2 В. С. Соловьёв Софиология и историософия
Онтология всеединства
Структура всеединства (дедукция

В. С. Соловьёв Софиология и историософияОнтология всеединства Структура всеединства (дедукция категорий органической

категорий органической логики)
Исходные категории: сущее, сущность, бытие
Категории

бытия: воля, представление, чувство
Категории сущности: благо, истина, красота
Категории сущего: дух, ум, душа
Категории, определяющие идею как существо: атомы, монады, идеи, организм идей (переход к софиологии)
Софиология
Понятие Софии
Нетварная и тварная София
Историософия
Богочеловеческий процесс
Разделение церквей и его последствия
Теократическая утопия

Слайд 3

Онтология всеединства Исходные категории органической логики
Сущее (свободно сущее, или сверхсущее как

Онтология всеединства Исходные категории органической логикиСущее (свободно сущее, или сверхсущее как

таковое)
Сущность (содержание бытия)
Бытие (способ, или модус, бытия)


Слайд 4 Органическая логика Исходные категории у Гегеля и Соловьёва
У Гегеля бытие

Органическая логика Исходные категории у Гегеля и СоловьёваУ Гегеля бытие –

– субстантивированная связка.
У Соловьёва сущее – субъект, бытие – предикат, точнее

– множество предикатов,

S

P

Сущее

Б

Е

И

есть

Ы

Т

а сущность – отношения (связи) между предикатами.

Чистое бытие

Наличое бытие

Бытие- для-иного

Для-себя- бытие

и т.д.


Слайд 5 Органическая логика Исходные категории
Природа
Идея
Бог Эн-соф Логос Св. Дух
Действительность
Необходимость (первая материя)
Мощь
Бытие
Сущность
Сущее
Другое (бытие)
Сущее
Неабсолютное
Абсолютное
1-й полюс

Органическая логика Исходные категорииПриродаИдеяБог Эн-соф Логос Св. ДухДействительностьНеобходимость (первая материя)МощьБытиеСущностьСущееДругое (бытие)СущееНеабсолютноеАбсолютное1-й

2-й полюс

Слайд 6

Органическая логика Категории бытия
Начало своего другого есть воля.
Чтобы сущий мог хотеть другого,

Органическая логика Категории бытияНачало своего другого есть воля.Чтобы сущий мог хотеть

оно должно представляться им.
Воздействие сущности даёт новое определение бытию как чувству.


Слайд 7

Органическая логика Категории сущности
Как содержание воли сущего идея есть благо.
Как содержание представления

Органическая логика Категории сущностиКак содержание воли сущего идея есть благо.Как содержание

сущего идея есть истина.
Как содержание чувства сущего идея есть красота.


Слайд 8 Органическая логика Переход к категориям сущего
или быть предикатами одного субъекта
(но

Органическая логика Переход к категориям сущегоили быть предикатами одного субъекта(но что

что тогда будет содержанием его воли, представления и чувства, кроме его

собственной первоначальной сущности?),

или иметь каждый особенного, исключительно ему соответствующего субъекта

(но такая исключительность противоречила бы природе самих этих предикатов),

или принадлежать трём субъектам, которые обладали бы каждый всеми тремя предикатам

(отличаясь от других только различным взаимоотношением этих предикатов).

Три основные способы бытия (воля, представление, чувство) могут


Слайд 9
Органическая логика Переход к категориям сущего
Воля
Представ- ление
Чувство
… быть предикатами одного

Органическая логика Переход к категориям сущегоВоляПредстав- лениеЧувство… быть предикатами одного субъекта

субъекта (но что тогда будет содержанием его воли, представления и чувства, кроме

его собственной первоначальной сущности?),

Слайд 10


Органическая логика Переход к категориям сущего
Воля
Представ- ление
Чувство
… иметь каждый особенного, исключительно

Органическая логика Переход к категориям сущегоВоляПредстав- лениеЧувство… иметь каждый особенного, исключительно

ему соответствующего субъекта (но такая исключительность противоречила бы природе самих этих предикатов),


Слайд 11


Органическая логика Переход к категориям сущего
Воля
Воля
Воля
Представ- ление
Чувство
Представ- ление
Чувство
Чувство
Представ- ление
… принадлежать трём субъектам, которые

Органическая логика Переход к категориям сущегоВоляВоляВоляПредстав- лениеЧувствоПредстав- лениеЧувствоЧувствоПредстав- ление… принадлежать трём

обладали бы каждый всеми тремя предикатами (отличаясь от других только различным взаимоотношением этих

предикатов).

Слайд 12

Органическая логика Категории сущего
Дух есть сущее как субъект воли и

Органическая логика Категории сущегоДух есть сущее как субъект воли и носитель

носитель блага, а вследствие этого также субъект представления истины и чувства

красоты.

Ум есть сущее как субъект представления и носитель истины, а вследствие этого также субъект воли, блага и чувства красоты.

Душа есть сущее как субъект чувства и носительница красоты и постольку подлежащее также воле блага и представлению истины.


Слайд 13 Органическая логика Общая схема
Красота
Чувство
Душа
Идея
Истина
Представ-ление
Ум
Логос
Благо

Органическая логика Общая схемаКрасота Чувство Душа ИдеяИстина Представ-лениеУм ЛогосБлаго Воля Дух АбсолютноеСущность (Идея)Бытие (Логос) Сущее (Абсолютное)


Воля
Дух
Абсолютное
Сущность (Идея)
Бытие (Логос)
Сущее (Абсолютное)


Слайд 14

Органическая логика Переход к софиологии
Благо есть единство всего и всех

Органическая логика Переход к софиологииБлаго есть единство всего и всех (любовь)

(любовь) как желаемое – единство существенное.
Истина есть любовь как объективно представляемая

– единство идеальное.

Красота есть любовь как проявленная и ощутимая – единство реальное.


Слайд 15 Органическая логика Переход к софиологии
Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.

Органическая логика Переход к софиологииАбсолютное осуществляет благо через истину в красоте.

Слайд 16 Органическая логика Переход к софиологии
В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».
Три идеи

Органическая логика Переход к софиологииВ. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».Три идеи

или три всеобщие единства, будучи лишь различными сторонами или положениями одного

и того же, образуют вместе в своём взаимном проникновении новое конкретное единство, представляющее полное осуществление божественного содержания, всецелость абсолютной сущности, реализацию Бога как всеединого, «в котором обитает вся полнота Божества телесно».


Слайд 17


Мир явлений не есть чистая видимость, потому что в его

Мир явлений не есть чистая видимость, потому что в его основе

основе лежат независимые от нас сущности – атомы.
Атомы следует понимать

не как частицы, а как элементарные силы, причём – живые, сознательные силы – монады.

Поскольку взаимодействие монад предполагает их качественное различие, они суть идеи.

Совокупность идей как существ не может мыслиться ни как безусловное единство, ни как безусловное множество, но составляет организм идей.

Органическая логика Переход к софиологии


Слайд 18

Софиология Понятие Софии
Элементы организма божественного исчерпывают собою полноту бытия, т.е. это

Софиология Понятие СофииЭлементы организма божественного исчерпывают собою полноту бытия, т.е. это

есть организм универсальный.
Но чем больше элементов в организме, тем менее

возможно такое же их соединение в другом существе и тем более этот организм оригинален.

Поэтому организм универсальный, выражающий безусловное содержание божественного начала, есть особенное индивидуальное существо.


Слайд 19

Софиология Понятие Софии
Во всяком организме (как множестве, сведённом к единству) необходимо

Софиология Понятие СофииВо всяком организме (как множестве, сведённом к единству) необходимо

содержатся два единства:
с одной стороны, единство действующего начала, сводящего множественность элементов к себе

как единому, –

с другой стороны, эта множественность как сведённая к единству, как определенный образ этого начала –



единство производящее или единство как начало,

единство произведённое или единство в явлении.

Логос

София


Слайд 20 Софиология Нетварная и тварная София

Софиология Нетварная и тварная София

Слайд 21 Софиология Нетварная и тварная София
Бог

Софиология Нетварная и тварная СофияБог


Мир
С о ф и я
Мир в Боге
Бог в мире


Слайд 22 Софиология Нетварная и тварная София
Милый друг, иль ты не

Софиология Нетварная и тварная СофияМилый друг, иль ты не видишь,Что всё

видишь,
Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От

незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете – Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете?

Слайд 23

Софиология Нетварная и тварная София
София (Мировая Душа) – центральный персонаж теокосмического

Софиология Нетварная и тварная СофияСофия (Мировая Душа) – центральный персонаж теокосмического

процесса.
Нетварная София – это материально-телесная осуществлённость самого абсолюта, отличная от него, но субстанциально от

него неотделимая.

Тварная София – это разумная благоустроенность Космоса, либо разумная благоустроенность в человечестве.



София выступает, таким образом, посредником между Богом и миром и в этом качестве оказывается Церковью или человечеством.


Слайд 24 В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места

В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу

процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному

– всей исторической драме.
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:
мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине,
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.

Историософия Богочеловеческий процесс


Слайд 25 Богочеловеческий процесс Основные формы общечеловеческого организма
Экономическое общество (земство)
Положительная наука

Богочеловеческий процесс Основные формы общечеловеческого организмаЭкономическое общество (земство)Положительная наука Техническое творчество


Техническое творчество
Материальная степень
Политическое общество (государство)
Отвлечённая философия


Изящное художество

Формальная степень

Духовное общество (церковь)

Теология

Мистика

Абсолютная степень

Сфера практической деятельности

Сфера знания

Сфера творчества



Слайд 26 Историософия Разделение церквей и его последствия
Положительный смысл истории заключается

Историософия Разделение церквей и его последствияПоложительный смысл истории заключается в свободном

в свободном вхождении человечества в церковь и в свободном

оцерковлении человечества.
Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры.
Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали:
отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия;
отрыв свободы от истины как её положительной цели;
отрыв знания от жизни;
разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»);
разрыв между национальным и вселенским;
разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим.
В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.

Слайд 27 Историософия Теократическая утопия
Запад и Восток могут быть соединены лишь

Историософия Теократическая утопияЗапад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой,

третьей силой, свободной от их крайностей. Такой силой должна

стать Россия.
Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»:
славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов;
принять чужую веру – византийское православие;
осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре.
Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви.
Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».

Слайд 28 Историософия Теократическая утопия
«С Востока свет. С Востока силы!» И, к

Историософия Теократическая утопия«С Востока свет. С Востока силы!» И, к вседержительству

вседержительству готов, Ирана царь под Фермопилы Нагнал стада своих рабов.

Но не

напрасно Прометея Небесный дар Элладе дан. Толпы рабов бегут, бледнея, Пред горстью доблестных граждан.

И кто ж до Инда и до Ганга Стезёю славною прошёл? То македонская фаланга, То Рима царственный орёл.

И силой разума и права – Всечеловеческих начал – Воздвиглась Запада держава, И миру Рим единство дал.

Чего ж ещё недоставало? Зачем весь мир опять в крови? Душа вселенной тосковала О духе веры и любви!

И слово вещее – не ложно, И свет с Востока засиял, И то, что было невозможно, Он возвестил и обещал.

И, разливаяся широко, Исполнен знамений и сил, Тот свет, исшедший от Востока, С Востоком Запад примирил.

О Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята; Каким ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса или Христа?

EX ORIENTE LUX


  • Имя файла: v-s-solovyov-filosofiya-vseedinstva-chast-2.pptx
  • Количество просмотров: 200
  • Количество скачиваний: 0