Слайд 2
Вопросы лекции:
1.Этические учения древнего мира:
-Этические учения Древней Индии
-Этические
учения Древнего Китая
-Этические учения Древней Греции
2. Этические учения средневековья
3.
Этика Возрождения
Слайд 3
Основные понятия:
этика; мораль и нравственность; традиционализм; аскетическая жизнь;
неиндивидуалистическая этика; брахман; майя; сансара; карма; нирвана; буддизм; джайнизм;
йога; конфуцианство; жэнь; шу; ли; знание; «благородный муж»; дао; легизм; светская этика; рационалистическая этика; мудрец; индивидуалистическая этика; проблема истинного блага; проблема отношения к наслаждениям; проблема приобретения добродетелей; софисты; релятивизм; Сократ; сократические школы; киренаики; киники; Платон; Аристотель; Иисус Христос; вера; надежда; любовь; Августин Блаженный; теоцентризм; теодицея;
Слайд 4
Основы индийской этики на протяжении многих веков развивались,
базируясь на учениях 2-х основных школ: ведической и не
ведической. Каждая из школ имела внутренние течения, которые разрабатывали и применяли те или иные основополагающие принципы базового учения. Ведическая школа имеет более длительную историю, первые упоминания о ней относят к 10 в. до н. э. Учения не ведической школы впервые появляются в 5 в. до н. э. И та и другая школы закрепляли в учениях сформированные взгляды на устройство мира, положение в нем человека, а также содержали моральные принципы поведения в обществе.
Слайд 5
Этические учения Древней Индии
Слайд 6
Этические учения Древней Индии
Главной буддийской святыней становится ступа
–
холм, на вершине которого хранятся буддийские реликвии
Слайд 7
Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики.
1. Общим литературным источником для
культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов,
ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная .
2. Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой) социальной структурой.
Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности.
Слайд 8
Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления
кастовой ограниченности.
Слайд 9
Особенности древнеиндийской этики
1) традиционализм, т.е. непрерывность этической
традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей
системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.
Слайд 10
Основные понятия древнеиндийской этической традиции:
брáхман – духовное первоначало
мира;
майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой
«великую иллюзию»;
сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;
карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;
нирвана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство»
Слайд 11
Основные учения в этике Древней Индии
Буддизм. Этическая доктрина
буддизма базируется на «четырех благородных истинах»:
1.жизнь есть зло и
страдание;
2. причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;
3. чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;
4. к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».
Слайд 12
Основные учения в этике Древней Индии
джайнизм возникает в 6
в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана,
которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины («победителя») – отсюда название учения.
Слайд 13
Основные учения в этике Древней Индии
В основе этики
джайнизма лежат так называемые “три жемчужины”: правильная вера, правильное
познание и правильное поведение, а также ахимса— непричинение зла живому существу.
Невежество — причина страстей, а те, в свою очередь, причины страданий и зависимости.
Слайд 14
Основные учения в этике Древней Индии
Йога сделала акцент
на психофизических методах очищения души с целью достижения полного
самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.
Слайд 15
Основные учения в этике Древней Индии
Брахманизм – основа
учения ведической школы. В этом учении было закреплено кастовое
устройство общества. Оно утверждало для своих последователей доминирование потустороннего мира над земным, отказ от материальных благ, самоусовершенствование через специальные техники познания самое себя, расплату за грехи на основе учения о карме. На брахманизм опирались все последующие течения ведической школы.
Слайд 16
Другие учения в этике Древней Индии
1. Ньяя –
ведическое течение, учившее избегать страданий вследствие отречения от мира.
2.
Санкхъя — ведическое течение, обучавшее техникам самопознания.
3. Миманса – ведическое течение, которое обосновывало философию знания и заставляло своих последователей строго исполнять моральные правила и нормы.
5 Веданты – ведическое течение, представляющее собой некий синтез брахманизма с религиозными учениями. Это течение опиралось на священные тексты – веды, где велось толкование изречений о Брахмане и Атмане. Эти тексты содержали моральные правила поведения в обществе, обучали принципам безгреховной жизни, которые необходимо было строго соблюдать, чтобы не понести кармическую расплату. Высшей целью учения был возврат человека в лоно Брахмана.
Червака Локаята – единственное ведическое учение, критикующее аскетизм и призывающее получать удовольствия от жизни. В этом последователи этого учения видели путь освобождения от страданий, они также отрицали загробный мир и бессмертие души
Слайд 17
Основные религии
Древней Индии
Индуизм (зародилась около 2
тысячелетия до н.э. на территории Индии во времена ведической
цивилизации, предполагает поклонению множеству божеств)
Буддизм (зародился около 6 века до н.э. на территории Индии, основатель индийский принц Гаутама)
Слайд 18
ИНДУИЗМ
Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость,
с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных
форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.
Слайд 19
ИНДУИЗМ
Это политеистическая религия (поклоняются множеству божеств)
Основные божества:
Шива (разрушитель)
Вишну
(охранитель)
Брахма (творец)
Шакти (женское божественное начало, супруги богов)
Ганеш (мудрости и
предпринимательства)
Слайд 20
ВИШНУ
Вишну неоднократно принимал земные воплощения,
аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от
катастрофы.
Слайд 21
ШИВА
Шива участвует в мироздании и переменах.
Слайд 22
БРАХМА
Родившись, Брахма из своего дыхания создаёт
веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение
одного дня Брахмы
(8 640 млрд земных лет.).
Слайд 23
ШАКТИ
Шакти — это Божественная Мать.
Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу.
Слайд 24
ГАНЕШ
Его следует умилостивить перед началом любого
практического дела.
Слайд 25
Основные практики и верования
Драхма – морально-нравственный долг
Сансара –
круговорот рождения и смерти
Карма - вера в то, что
поступки влияют на качество перерождений
Йога – комплекс физических и духовных (медитативных ) упражнений
Слайд 26
Священные книги индуизма
Махабхарата
Рамаяна
Слайд 27
Этические учения Древнего Китая
Слайд 28
История китайской ЭТИКИ охватывает долгий 5000 лет. период.
Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много
значимых этических норм и правил
Слайд 29
Вся китайская цивилизация делится на периоды, названные именами
правящих династий страны.
Слайд 31
Социокультурные предпосылки древнекитайской этики.
Базовый текст древнекитайской культуры –
«Книга перемен» («И-цзин»), согласно которой мироздание зиждется на двух
равноправных первоначалах (ян и инь), которые сочетаются различными способами, образуя 64 комбинации состояний мира. В результате китайская традиция тяготела не к определению минимума этических принципов, а к созданию многообразных конкретных рекомендаций на все случаи жизни.
Слайд 32
2. Рано сформировавшееся в Древнем Китае государство представляло
собой бюрократическую пирамиду из чиновников, сама принадлежность к которой
придавала индивиду моральный статус. Приобретение и повышение социального (и морального) статуса человека было возможно благодаря сдаче государственных экзаменов. Таким образом, выходцы из низших слоев общества получали потенциальную возможность для социального и духовного продвижения. Закономерно, что «правильный путь жизни» в этой традиции ассоциировался с приобретением социальных знаний и социальными успехами индивида.
Слайд 33
Особенности древнекитайской этики:
1) чрезвычайное почитание традиции и почтение
к старшим как главные нравственные заповеди;
2) этика представляет собой
не систему теоретических принципов, а набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале;
3) социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества
Слайд 34
Основные учения в этике Древнего Китая
Принципы его учения
изложены в
книге «Беседы и высказывания».
Центральное понятие
конфуцианства – «взаимная
гуманность», которая
выражается
в принципе – поступай с другими
так же, как хочешь, чтобы
поступали с тобой.
«Благородный муж», занимающий высокое
положение должен показывать
пример высокой нравственности,
заботится о соблюдении ритуалов
и правил и своим
примером обучать других членов общества.
Слайд 35
Основные учения в этике Древнего Китая
Даосизм. Относится к
6-3 в. до н. э. Основатель учения – Лао-Цзы,
который обосновал основные его принципы в «Книге о дао и дэ».
Дао – мировой закон жизни, которому человек должен полностью подчиняться, плыть по течению и не стараться вмешиваться в существующий порядок, чтобы не нарушить гармонию мира. Все действия человека подчинялись законам дао, требовали соблюдения множества конкретных ритуалов.
Слайд 36
Не следует активно «творить добро», а тем более
делать зло, так как и то, и другое искажает
естественный порядок вещей. Следующий дао не «делает добро», но естественно излучает добро, подобно тому, как солнце излучает свет, не ставя это себе целью.
Слайд 37
Основные учения в этике Древнего Китая
Легизм или школа
«законников». Учение появилось в 4-3 в. до н. э.
Представители его не верили, что моральные принципы могут спасти от произвола чиновников. Главным они считали системы поощрения и наказания, отраженных в правовых законах, а также равенства всех членов общества перед ними.
Слайд 38
Этические учения Древней Греции
Слайд 39
АНТИЧНАЯ ЭТИКА
В ранних трудах античных ученых этика была
неразрывно связана с философией. Эти труды отдавали большее предпочтение
проблемам устройства мира, космичности человека, его места в этом космосе. Затем, когда многие греческие города стали самостоятельными полисами, в которых утвердилось демократическое устройство, ученые стали уделять внимание морально-этическим проблемам поведения человека в обществе и постепенно античная этика стала определяться в самостоятельную науку. Произошло это приблизительно в 4 в. до н. э.
Слайд 40
ЭТОМУ СПОСОБСТВОВАЛО (ПРЕДПОСЫЛКИ):
-Создание основ научного знания
-формирование рабовладельческой
демократии как формы социальной жизни. Эти предпосылки обусловили:
Слайд 41
Особенности древнегреческой этики:
1) светская, нерелигиозная этика, опирающаяся в
своих построениях на идеалы естествознания;
2) рационалистическая этика, которая считает
разум лучшим руководителем нравственной жизни;
3) нравственным идеалом является мудрец, т.е. человек, обладающий полнотой разума;
4) индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной.
Слайд 42
Основные проблемы древнегреческой этики:
1) проблема истинного блага: как
составить иерархию благ в жизни человека, чтобы она соответствовала
нравственным критериям;
2) проблема отношения к наслаждениям: выделение предпочтительных в нравственном отношении наслаждений, определение статуса наслаждений при построении нравственной жизни;
3) проблема приобретения добродетелей, т.е. положительных нравственных качеств, приближающих человека к истинному благу. Наиболее почитаемыми добродетелями были мудрость, мужество, умеренность и справедливость.
Выделенные проблемы получили свое разрешение в ряде учений.
Слайд 43
Основные учения древнегреческой этики
Основоположниками этических учений стали софисты.
Они начали этические размышления с того, что усомнились в
существовании общезначимой морали
По мнению софистов, нет в природе законов, ограничивающих волю человека, все моральные и нравственные ценности исходят из интересов его самого.
Релятивизм софистов, их рассуждения об относительности нравственных норм, разрушали догматические представления о морали, однако не содержали положительной моральной программы.
Ярким представителем софистов стал Протагор.
Слайд 44
АНТИЧНАЯ ЭТИКА
?
Абдеры (около 480 - около 410 до
н. э
Слайд 45
АНТИЧНАЯ ЭТИКА
С критикой софистов выступил Сократ, который считал,
что моральные законы существуют, и долг человека соотнести с
ними свою систему ценностей. Сократ считал, что мораль напрямую связана со знанием, он стал родоначальником этического рационализма.
Задача личности – «познать самого себя», т.е. перейти от «мнений о добре» к знанию добра, которое приобретается благодаря разуму.
Слайд 46
« быть мудрым и быть нравственным – одно
и то же. Безнравственность же – разновидность безумия. Все
люди желают блага, значит, никто не делает зла по своей воле, зло – это ошибка в суждении, ведущая, как и всякая ошибка к несчастью». Сократ
Слайд 47
Сократические школы унаследовали от рационалистической этики Сократа идею
достижения счастья через мудрость, однако, разошлись в конкретной интерпретации
данной моральной программы.
Киренаики считали высшим благом удовольствие, и чувственные удовольствия предпочитали духовным. Разум при этом служит тому, чтобы избегать страданий, связанных с избытком наслаждений.
Киники же (самым знаменитым из которых был Диоген Синопский) отождествляли высшее благо с внутренней свободой, в том числе свободой от удовольствий. Аскетический образ жизни Диогена стал способом его индивидуалистического самовыражения, чем отличался по смыслу от религиозного аскетизма.
Слайд 48
Платон основал системное этическое учение, опираясь на постулат,
что душа человека пребывает до вселения в физическое тело
в идеальном мире с высокими ценностями. Каждый человек рождается с душой, наделенной 3-мя свойствами – волей, чувствами и разумом, причем одно свойство, всегда бывает преобладающим. И если человек будет заниматься делом, соотносящимся с преобладающим свойством души, то он будет счастлив, а общество в целом идеально. По Платону обществу должна быть присуща также справедливость, когда его слои не вмешиваются в жизнь друг друга.
Слайд 49
«Чувственные удовольствия затемняют разумную часть души, поэтому злоупотреблять
ими не следует.»
Платон
Слайд 50
АРИСТОТЕЛЬ
1. Впервые вводит термин «этика»
2. В противовес Платону,
считал, что морально-этические качества человека формируются не в потустороннем
мире, а под действием реальной общественной жизни.
3. Достичь счастья можно, постигнув основные принципы этики.
4. В каждом человеке есть неразумное и разумное составляющее, уравновешивает их разум и его развитие дает правильное направление этим составляющим.
5. Этика по Аристотелю – это опыт общественной жизни.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.
Слайд 51
Аристотель – ученик Платона – классифицировал античное знание,
выделив при этом учение о добродетелях в особое учение
– этику, написал ряд специальных этических сочинений и, таким образом, конституировал этику как философскую дисциплину. В отличие от Платона, Аристотель считает, что этика – это не наука, постигаемая лишь с помощью разумной части души, а практическое знание о том, как стать счастливым благодаря добродетели. Добродетель достигается с помощью разумной части души, которая управляет страстями (подобно тому, как возница управляет горячими конями), правильно направленные страсти не вредят нравственности, но являются ее необходимым элементом. Быть добродетельным – значит знать «золотую середину» между крайностями, одна из которых состоит в недостатке какого-либо качества, а другая – в избытке того же самого качества (так мужество является серединой между трусостью и безумной отвагой). Главная же добродетель разумной части души – это мудрость, а интеллектуально-созерцательный образ жизни, жизнь мудреца, представляет собой нравственный идеал.
Итак, этические системы Древнего мира сформулировали базовые парадигмы в осмыслении этической проблематики.
Слайд 52
ЭПИКУР
1. Обосновал учение, направленное на самого человека.
2. Главным в жизни он считал достижение счастья через
телесные удовольствия, знание и мудрость.
Все это, по мнению Эпикура, должно быть в человеке уравновешенно.
Слайд 53
Вопрос 2. Этические учения средневековья
Слайд 54
ЕВАНГЕЛИЕ
Основой этики Средневековья становится Евангелие – Новый завет
в библейском изложении, появляется новый нравственный идеал – Иисус
Христос, который являл пример идеальной земной жизни.
Согласно новой этической доктрине движущей силой духовного развития человека становится не знание, а его морально-нравственные качества. Развитие этих качеств определяет дальнейшее получение человеком знаний.
Слайд 55
Евангельская моральная доктрина
Христианство привнесло ощутимые новации в интерпретацию
нравственной жизни:
1) в противовес античному идеалу мудреца, христианство обращено
к простым людям, «нищим духом»;
2) мировая религия провозгласила равенство людей перед Богом, выработала понятие «ближнего»;
3) источником морали считается голос Бога в душе личности (то, что в современной морали называется совестью), что позволяет ей самостоятельно принимать нравственные решения;
4) главным мотивом нравственного поведения провозглашается любовь (а не разум, как полагала античная этика);
5) выдвинут целостный нравственный идеал – Иисус Христос, а не просто набор добродетелей, как это было в древнегреческой этике;
6) новый нравственный идеал предполагал и новые добродетели: веру, надежду, любовь, а также смирение, кротость, милосердие, всепрощение.
Таким образом, впервые была сформулирована идея гуманизма как сострадательного отношения к конкретному человеку.
Слайд 56
Вместе с тем, несовершенство условий жизни привело развитие
этической мысли к кризису. Как можно было объяснить наличие
зла и страданий в мире, каково соотношение божественного и свободной воли человека в формировании его нравственности, в чем состоит проблема спасения души.
Слайд 57
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
-Источником всего нравственного в человеке является сам
Бог. Воля бога и есть нравственность.
-Бог создал этот
мир полным благ, и он самый лучший для человека.
-Наличие зла и страданий – это испорченное волей человека божественное добро, либо неправильный взгляд человека на страдание, которое в конечном случае оборачивается для него добром.
-Подчинение своей воли воле Бога является самым верным путем к счастью. Подчинение подразумевало аскетизм и отказ от жизненных удовольствий, так как это не от Бога.
-Спасение души есть не что иное, как проявление милосердия Господа, не связанное с его земной жизнью.
Аврелий Августин
Блаженный (354-28.8.430),
Слайд 58
Вопрос 3. Этические учения Возрождения