Слайд 2
Определение
Конфуцианство (кит. трад.儒學) — эти
ко-философское
учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.). В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства.
Слайд 3
Конфуцианство является:
Мировоззрением;
Общественной этикой;
Политической идеологией;
Научной традицией;
Способом жизни;
Рассматривается как
философия, иногда — как религия.
Слайд 4
Распространение
Влияние конфуцианства
на китайскую цивилизацию трудно переоценить — более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое
учение регламентировало все стороны жизни китайцев, начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством.
Китай
Япония
Корея
Слайд 5
Здесь нет духовенства, как например,
в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административ ные функции,
в число которых входили и религиозные отправления.
Слайд 6
Создатель
Куг-цзы 551–479 до н.э.
(в Европе известный под именем Конфуция) жил в кризисное
время для Китая. Центральная власть сильно ослабла, воцарилась жестокая междоусобица, в ходе которой велась ожесточенная война всех против всех.
Конфуций противопоставил современной ему негативной ситуации авторитет древности, когда правители были мудры, чиновники бескорыстны и преданы, а народ жил в достатке, стал основой конфуцианства.
Конфу́ций (кит. 孔子 Кун-Цзы) — древний мыслитель и философ Китая. Был потомком знатного рода. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Слайд 7
Если вы хотите почувствовать на
себе всю мощь взгляда древнего мыслителя, приходите в шанхайский музей «Рокбунд».
Для изготовления такой огромной скульптуры, 46-летнему скульптору Чжан Хуаню (Zhang Huan), потребовалось около сотни ассистентов, много стали, силикона и углеволокна.
Слайд 9
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного
общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет
свою функцию.
Основой были - Пять постоянств праведного человека.
Слайд 10
1. Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям»,
«человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является
одновременно его долгом. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало
Дерево.
«правда»,
«справедливость».
Основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Также, благородному человеку необходима твёрдость и строгость. Добродетель И впоследствии была связана с Металлом.
Слайд 12
3. Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал».
Верность обычаям, соблюдение обрядов, например то же почтение к
родителям. Символ — Огонь. В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения.
Слайд 13
4. Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение
просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны,
в перспективе. Ассоциировалась с элементом Воды.
Слайд 14
4. Синь (信) — искренность, «доброе намерение»,
непринуждённость и добросовестность.
Синь соответствует элемент Земли.
Слайд 15
Каждая семья имела родовой
храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые было недопустимо.
Религиозная
сторона конфуцианства связана с культом поклонения предкам.
Слайд 16
Распространение в Китае
Одной из основных
причин, приведших к распространению конфуцианства в Китае, являлось то, что конфуцианцы
не только сконцентрировали управление государством и обществом, но и уделяли огромное внимание воспитанию и образованию. Это привело к тому, что конфуцианство стало повсеместным, каждый китаец с юных лет жил в конфуцианской атмосфере, действовал только в соответствии с принятыми обрядами и ритуалами.
Слайд 17
Даже если китаец в последствии
становился буддистом, даосом или христианином, в глубине своего естества, даже
подчас не осознавая этого, он мыслил и вел себя как конфуцианец.
Слайд 18
Письменные памятники
Единственный текст, действительно
представляющий его идеи, — это «Лунь юй» («Беседы и суждения»),
составленный из школьных записей Конфуция его учениками уже после смерти мыслителя. Книга написана на древнекитайском языке, состоит из двадцати глав. Составление книги заняло от 30 до 50 лет.
«Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться»
«Если народ можно использовать — так и быть ему, если нельзя использовать — вразумляйте его»
Слайд 19
Четверокнижие
Сы шу (кит. трад.), Четверокнижие — свод канонических текстов, избранный Чжу
Си (12 в.) как введение в конфуцианство. Включает в себя «Лунь
Юй», «Мэнцзы» и две главы «Ли Цзи», рассматривающиеся как самостоятельные трактаты: «Да сюэ» и «Чжун юн».
Слайд 20
«Я беседовал с Хуэем целый
день, и он, как глупец, ни в чем мне
не прекословил. Когда он ушел, подумал о нем и смог понять, что Хуэй далеко не глупец»
Слайд 21
«Человек может сделать великим путь,
по которому идет, но путь не может сделать человека
великим»
Слайд 24
Заключение
Многие идеи конфуцианства, особенно
в части управления государства нам сейчас на первый взгляд
кажутся наивными. Однако следует помнить, что конфуцианство, по крайней мере, как этическое учение просуществовало практически до наших дней, притом, что зародилось задолго дот нашей эры. Лунь Юй была книгой, которою каждый китаец заучивал еще в школе и в дальнейшем руководствовался всю жизнь.
Слайд 25
Теперь, когда в Китае превыше
всего ставят социальную гармонию, учение Конфуция оказалось весьма востребованным,
и в китайских школах вновь нараспев заучивают его изречения, согласно которым государство - это большая семья, а политическая власть аналогична отцовской.