Слайд 2
Внешне он вел простую жизнь, которую начал домашним
учителем и закончил профессором. Его образ жизни был правильным
и размеренным вплоть до педантизма. Вся его умственная и духовная энергия посвящалась теоретическим исследованиям.
Слайд 3
Первая работа Канта "Мысли об истинной оценке живых
сил" и итоговая естественнонаучная работа "Всеобщая естественная история и
теория неба" были напечатаны соответственно в 1746-м и 1755 г. и к философии, казалось бы, никакого отношения не имеют.
Слайд 4
Собственно философские работы Канта появляются только после 55-го
года, причем это учебные работы — диссертация, произведения, написанные
на конкурс по предложению академии, то есть работы, выдержанные в традиционных формах научного общения того времени
Слайд 5
Критика чистого разума (Kritik der reinen Vernunft, 1781),
Критика практического разума (Kritik der praktischen Vernunft, 1788)
Критика
способности суждения (Kritik der Urteilskraft, 1790).
Слайд 6
Юм критиковал понятие разума с позиции резкого различия
дескриптивного (описательного) и нормативного.
Кроме того, в рамках первого
он противопоставлял познание, полученное из анализа понятий и отношений между ними, и познание, имеющее своим источником опыт и относящееся к фактическому состоянию дел.
Слайд 7
Физика Ньютона сформулирована на языке математики и методически
опирается на эксперимент
Что такое экспериментальное знание и в чем
секрет строгости математического вывода?
Слайд 8
Проводя эксперимент, мы систематически изолируем, комбинируем и варьируем
некоторые условия с целью наблюдения и измерения свойств зависимых
от них явлений. Например, мы измеряем давление газа при постоянной температуре, изменяя его объем, как это делал Бойль
Слайд 9
Мы также предполагаем, что и мы сами, и
другие люди могли бы повторить этот эксперимент в любое
время и в любом месте.
Слайд 10
Если мы не предполагаем, что Вселенная в основном
однородна в пространстве и времени, что мы можем воспроизвести
один и тот же эксперимент в любом ее месте, то экспериментальный метод не будет иметь смысла, и наука Нового времени лишится своей методической основы.
Слайд 11
откуда у нас данные формы пространства и времени?
для того, чтобы решить вопрос о наших формах пространственно-временного
представления, нам нужен был бы еще один разум, посредством которого мы могли бы сравнивать формы представления у одних существ с представлениями у других существ.
Слайд 12
Значит, должен быть третий, вне всех миров, с
которой мы могли бы проанализировать происхождение наших форм пространства
и времени.
Регресс в бесконечность
Слайд 13
Критика догматизма предшествующей метафизики
«Коперниканский переворот» в философии
Слайд 14
Как возможно естествознание?
Как возможна математика?
Как возможна метафизика?
Слайд 15
Что я должен знать? («теоретический разум»)
Что я должен
делать? (мораль, «практический разум»)
На что я должен надеяться? (способность
суждения)
Слайд 16
На долю человеческого разума выпала странная судьба: его
осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так
как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума.
Слайд 17
Эти неизбежные проблемы самого чистого разума суть
Бог,
свобода
и бессмертие;
Слайд 18
но, поскольку вопросы никогда не прекращаются, то он
вынужден прибегнуть к основоположениям, которые выходят за пределы всякого
возможного опыта и тем не менее кажутся столь несомненными, что даже обыденный разум с ними соглашается.
Слайд 19
Однако вследствие этого разум погружается во мрак и
впадает в противоречия, [а обнаружить эти ошибки] он не
в состоянии, так как его основоположения выходят за пределы всякого опыта и в силу этого не признают уже критериев опыта.
Слайд 20
Но хотя всякое наше познание и начинается с
опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит
из опыта.
Слайд 21
Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается
из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений,
и из
того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой
Слайд 22
Догматизм [метафизики]есть догматический метод чистого разума без предварительной
критики способности самого чистого разума
Слайд 23
Разум бы учредил суд, который бы подтвердил справедливые
требования разума, а с другой стороны был бы в
состоянии устранить все неосновательные притязания – не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума.
Такой суд есть не что иное как критика самого чистого разума.
Слайд 24
Я разумею под этим не критику книг и
систем, а критику способности разума вообще в отношении всех
знаний, к которым он может стремиться
решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики
Слайд 25
Революция в естествознании
Он [Фалес] понял, что его задача
состоит не в исследовании того, что он усматривал в
фигуре, … а в том, что он сам a priori сообразно понятиям мысленно вложил в нее и показал (путем построения).
Слайд 26
Естествоиспытатели поняли, что разум видит только то, что
сам создает по собственному плану, что он с принципами
своих суждений должен идти впереди, согласно постоянным законам, и заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу,
Слайд 27
так как в противном случае наблюдения, произведенные случайно,
без здраво составленного плана, не будут связаны необходимым законом,
между тем как разум ищет такой закон и нуждается в нем
Слайд 28
До сих пор считали, что всякие наши знания
должны сообразоваться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей
все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов, что расширяло бы наше знание о них.
Слайд 29
Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли
мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из
предположения, что предметы должны сообразовываться с нашим познанием.
Слайд 30
Определение границ разума
Различение того, что может быть познано,
и того, что познано быть не может.
Вещь в себе
– вещь для нас
Слайд 31
Ибо то, что необходимо побуждает нас выходить за
пределы опыта и всех явлений, есть безусловное, которое разум
необходимо и вполне справедливо ищет в вещах самих по себе в дополнение ко всему обусловленному, требуя таким образом законченного ряда условий.
Слайд 32
наше априорное знание относится только к явлениям,
вещь
сама по себе остается непознанной нами, хотя она сама
по себе и действительна.
Слайд 33
если из математических рассуждений устранить все, что могло
быть почерпнуто из опыта, то идеи пространства и времени
все равно остаются.
Слайд 34
Человеческий опыт представлял бы собой невообразимый хаос, бесформенный
клубок разрозненных и разнородных впечатлений, если бы человеческое сознание
и понимание в силу самой своей природы не преображали бы эту пестроту в стройную картину восприятия, помещая ее в рамки времени и пространства и подчиняя ее таким упорядочивающим началам, как причинность, субстанция и другие категории
Слайд 35
Анализ Юма показал, что человеческий разум никогда не
сможет достичь определенного познания мира, ибо кажущийся порядок, присутствовавший
во всем прошлом опыте, не является ручательством того, что и в будущем опыте этот порядок сохранится. Причины не наблюдаются в мире напрямую, а разум не в силах прорвать завесу феноменального опыта, чтобы за скоплением разрозненных частных явлений узреть нечто иное.
Слайд 36
Регулятивные идеи разума
разум вынуждает подчиняться принципам его собственной
организации.