Слайд 2
Общая характеристика
Мистици́зм (от греч.— таинственный) — философское и
богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия
мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты:
тяготеют к интуитивизму и символизму;
предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики.
Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных ("мистических") состояний психики человека и "мистицизма", то есть "теорий", объясняющих и оправдывающих эти состояния.
Слайд 3
Общая характеристика
Конец XIX и начало XX века —
время кризиса европейского сознания.
В философии XX в. развиваются
различные формы неорелигиозного мистицизма. На первый план выдвигаются нерациональные способы постижения мира, а именно: парапсихологические, телепатические, экстрасенсорные. Большое влияние уделяется духовно-психическим способностям и явлениям, особая ценность придается таким состояниям психики, как экстаз, одержимость, психопатология.
Слайд 4
Теософская концепция Е.П.Блаватской
Елена Петровна Блаватская
(31.07.1831 – 26.04.1891) -
русская писательница и мыслитель, оккультист, спиритуалист. Под влиянием индийской
философии в 1875 г. основала в Нью-Йорке теософское общество.
«Тайная доктрина» (1888)
«Голос безмолвия» (Голос тишины) (1889)
«Ключ к теософии» (1889)
Слайд 5
Теософская концепция Е.П.Блаватской
Сама Блаватская передавала смысл своей теософии
так: «Все, ведущее к единству, есть добро; все, ведущее
к разъединению, есть зло».
Слайд 6
Теософская концепция Е.П.Блаватской
Истина не является достоянием какого-то одного
народа или какого-то одного учения, одной религии. «Тайная Доктрина
является сущностью их всех, она примиряет все религии, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, ... указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии». Блаватская стремилась объединить различные религии через раскрытие тождественности сокровенного (эзотерического) смысла всех религиозных символов.
Изучение древних текстов, по Блаватской, помогает прогнозированию. В её материалах в символической форме излагается возникновение планет солнечной системы и их движение.
Божество становится Вихрем. Вихрь порождает спиралевидное движение. Действительно, испокон веков Вселенная символически выражалась спиралью.
Воззрение Блаватской построено на анализе древних идей космогенеза и антропогенеза. Использованы древние тексты монастырей и храмов Востока.
Слайд 7
Теософская концепция Е.П.Блаватской
Свое учение Блаватская называла теософией, отделяя
его тем самым от известных религий. Она полагала, что
вообще не было в истории человечества «новых» учений, религиозных основателей ни у одного народа, не было изобретателя новой религии или новой истины, а все предполагаемые изобретатели были лишь передатчиками, посредниками, не учителями. Сами же истины, на которых основывались их учения, были стары, как само человечество.
«Тайная Доктрина» основана на Станцах Дзиан, т. е. древних книгах, предшествующих Ведам и впервые опубликованных Блаватской.
Появление и исчезновение Вселенной изображается Блаватской на основе древних текстов, как «Выдыхание» и «Вдыхание» «Великого дыхания» или «Божественного дыхания». Книга Дзиан говорит: «Появление и исчезновение Миров подобно правильному возвращению прилива и отлива». В образной форме древние тексты говорили о том, что Вселенные могут возникать и исчезать.
Слайд 8
Антропософия Р. Штайнера
Рудольф Йозеф Лоренц Штайнер
(27.02.1861— 30.03.1925)
— австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной
как антропософия.
«Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека»
«Очерк тайноведения»
«Мистерии древности и христианство».
Слайд 9
Антропософия Р. Штайнера
Философ называл себя «наблюдателем сверхчувственного». Без
познания сверхчувственного мира невозможна полнота знания, считал он. Благодаря
ему раскрывается «око духа» и появляется «высшее чувство». «Каждое духовное око может быть раскрыто, и лишь вопрос времени, когда оно откроется».
«Высшее знание» дается, по Штайнеру, с помощью «высшего зрения», т. е. определенной степени духовности человека. Должно быть «духовное призвание». Штайнер называл его «божественным» знанием и чувством, «божественной мудростью», т. е. теософией.
Человек есть «гражданин трех миров»:
своим телом он принадлежит к миру, воспринимаемому органами чувств;
своей душой он создает себе свой собственный мир;
через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров.
Человеку свойственна как физическая, так и духовная наследственность. Как духовный человек, я должен был существовать до моего рождения. В моих предках я не существовал, так как они в духовном отношении совершенно другие люди. «В жизни человеческой Дух является повторением самого себя, с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях». Он ввел понятие «Самодух». Жизнь есть повторение других, и она приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жизни. «Жизнедух» переносит душу человека от одного личного бытия в другое. Жизнь души есть последствие судьбы, созданной самим же человеческим духом, которая называется в древних учениях кармой. Дух подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней.
Христианство, считал Штайнер, способствовало тому, что истина стала доступной не только отдельно избранным, а всем. Вера и познание в христианстве стоят рядом.
Слайд 10
К. Кастанеда: путь мистика
Карлос Cесар Сальвадор
Аранья Кастанеда
(25.12.1925 – 27.04.1998) –
американский писатель и антрополог, этнограф,
мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения.
«Учения дона Хуана»
«Отдельная реальность»
Слайд 11
К. Кастанеда: путь мистика
Учение Кастанеды предполагает готовность человека
к нестандартному восприятию. Вот как он сам писал об
уроке дона Хуана: «Он утверждал, что учит меня видению в противоположность просто смотрению, а остановка мира была первым шагом к видению». Термину «остановка мира» при этом придавался особый смысл: человек должен уметь остановить поток обычных ощущений, чтобы полностью изменить их (напр., увидеть смерть, мертвое тело и т.п.)«Остановка мира» была воспроизведением определенных состояний сознания, в которых реальность повседневной жизни изменена.
Вторая проблема - процесс «видения». Кастанеда обращается к опыту древних и их использованию природных наркотиков. Практика их употребления была широко известна. Человек, близкий к природе, не мог не знать о растениях, вызывающих в нем необычный эмоциональный и духовный подъем.
Кастанеду интересует сама природа человеческого сознания и то, что человек - творец, ему только нужно сбросить некоторых шоры и скованность психики, чтобы созидать свой мир. Каждый человек погружен в обыденное, как бы приговорен к пожизненному однообразию. Нужно «взорвать» это однообразие. Человеку во все времена было тесно в рамках своего «я». Душа человека - это вселенная, бесконечны ее миры. Бесконечны и способности познавать, возможности языка, знаков, взаимосвязи тела и рассудка.
Кастанеда изучал не только мир сознания, но и создал учение о бытии, воспринимаемом этим миром сознания. И главная его идея состояла в том, что реальность, окружающая нас, призрачна. Не стоит относиться к ней с полной серьезностью.
Слайд 12
К. Кастанеда: путь мистика
К. Кастанеда исследует
новый способ познания, мало кем до сих пор изученный,
- с помощью интуиции, интуитивный. Речь идет об одном из способов приобретения эзотерического миропонимания. Этот способ - употребление некоторых растений, обладающих наркотическим эффектом, вызывающих галлюцинации.
Мистик может вызывать разные видения, но это не плод воображения, а реальность. Новый опыт позволяет открыть врата иного бытия. Наша обычная реальность не является единственно возможной.
Слайд 13
Заключение
Основной особенностью произведений мистиков нашего века является их
включенность в совокупный культурно-философский опыт человечества, тесная связь со
многими философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой древности. Кроме того, неорелигия не нуждается в догматике и авторитетах, столь необходимых в религиях мира. Мистическая духовная традиция безусловно возникла не сегодня. Как бы ни спорило человечество о ее правомерности, это реально существующий тип восприятия. Непризнание этого ограничивает полноту человеческого мироощущения, возможности миропознания.
С философской стороны, мистика - это вненаучная духовная практика, сознательно снимающая противоположность субъекта и объекта познания и деятельности. Строго говоря, это не тип познания, а сотворение уникальной духовной реальности, уникальной в том смысле, что создается каждым мистиком лично, что наряду с природной реальностью и реальностью культурного мира здесь утверждается существование специфически иной, третьей реальности, явно не имеющей характеристик трансцендентного Бога традиционных религий. Мистик идет путем, противоположным научному. Если ученый в процессе познания старается сознательно исключить или максимально учесть субъективные факторы, то мистик, наоборот, очищает сознание от объективно-научного и других культурных предпосылок мышления, находя "по ту сторону души" искомую сверхэмпирическую реальность.