Слайд 2
План презентации:
"Дао дэ Цзин" - главный трактат даосизма
Лао-Цзы
Уровни понимания категории «Дао»
Дао и мир
Дао и человек.
Кодекс поведения человека
Значение Даосизма
Слайд 3
Лао-Цзы
древнекитайский философ VI—V веков до н. э., которому
приписывается авторство классического даосского философского трактата
«Дао Дэ Цзин»
Слайд 4
Дао Дэ Цзин («Канон Пути и благодати»), или
Лао-Цзы («Трактат Учителя Лао»), – главный канонический трактат даосизма,
лежащий в основе его философии, написанный разно-размерными рифмованными стихами, построенными на параллелизмах и антитезах, с обильным включением диалектизмов южно-периферийного государства Чу.
С формированием религиозного даосизма, обожествившего как самого Лао-Цзы, так и его произведение, оно приобрело своё более известное определяющее смысл название – Дао дэ Цзин, или Дао дэ Чжэнь Цзин («Истинный канон Пути и благодати»)
Слайд 5
Самый известный перевод Дао Дэ Цзин был выполнен
на санскрит в 7 в. В 18 в. перевод
на латынь появился в Англии, и с тех пор попытки переводов на западе не прекращались, общее их число достигает около 250.
Таким образом, Дао Дэ Цзин по количеству переводов уступает только Библии, которая была переведена на более чем 2300 языков и наречий.
Слайд 6
Уровни понимания категории Дао
У древнекитайского слова Дао широкий
спектр значений. Понятия современного иероглифического знака Дао словно образуют
несколько семантических рядов. В первом из них стоит обычное и наиболее распространенное значение Дао - путь, дорога, орбита. Второй ряд включает такие смысловые понятия Дао, как метод, средство, принцип, а также мораль, этика, справедливость. В третьем ряду стоят значения: учение, истина и путь жизни. Многие из этих значений подразумеваются и обыгрываются в «Дао дэ Цзине». Вообще о Дао говорили конфуцианцы, моисты, легисты. Но для них «Дао» - это в основном путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека. Даосы же провозглашают Дао основой всей их мировоззренческой теории. Дао – это источник и цель мира и всех вещей. Но это отнюдь не значит, что Дао наполнено каким-то определенным значением, в традиции Лао-Цзы - это не понятие, а движение, наполненное Дэ – Благой силой, а его трактат "Дао дэ цзин" ("трактат о Пути и Благой силе") – лишь послание этой неназванной силы.
Слайд 7
Цитаты и aфоризмы Лао Цзы о мире
«Беда всего
мира происходит из мелочи, как великое дело - из
малых».
«Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню».
«Когда мир начал существовать, разум сделался его матерью, и тот, кто сознает, что основа жизни его - дух, знает, что он находится вне всякой опасности. Когда он закроет уста и затворит врата чувств в конце жизни, он не испытает никакого беспокойства».
Слайд 8
Цитаты и aфоризмы Лао Цзы
о человеке
«Великий человек
держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по
правде, но никогда не будет опираться на законы».
«Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость».
«Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень».
«Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает».
Слайд 9
24. Кто поднялся на цыпочки, не может [долго]
стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти.
Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Исходя из Дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий Дао, не делает этого.
Кодекс поведения человека
Слайд 10
66. Реки и моря потому могут властвовать над
равнинами, что они способны стекать вниз. Поэтому они властвуют
над равнинами. Когда [мудрый человек] желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому, хотя он стоит над народом, но для народа он не в тягость; хотя он находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.
81. Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он делает все для людей и все отдает другим. Небесное Дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао мудрого человека - это деяние без борьбы.
Слайд 11
Основные категории даосизма
Дао (道) — буквально «путь», в даосизме —
бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная
сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.
Дэ (德) — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
У-вэй (無為) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
Пу — буквально «необработанный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.
Слайд 12
Компоненты даосизма
Даосская философия
Три сокровища (даосизм)
Книга Перемен, особенно почитаемая
в конфуцианстве и даосизме
Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия,
внутренняя алхимия
Даосская медитация
Даосский пантеон
Хуантинцзин — «Канон Жёлтого Двора»
Шанцин — «Школа Высшей Чистоты»
Слайд 13
Значение Даосизма
Судьба даосизма на протяжении веков полна удивительных
контрастов.
Учение, которое столь настойчиво подчеркивало безразличие к суете
жизни и проповедовало спокойное приятие смерти, во II в. до н.э. послужило основой религии, ставившей себе целью отыскать средства к долголетию и бессмертию.
Учение, впоследствии получившее наибольшее распространение среди даосов, коренным образом отличалось от взглядов Лао-цзы и Чжуан-цзы, хотя Лао-цзы и стал одним из главных даосских божеств. Это новое учение было разработано Гэ Хуном (253-333 гг.), автором трактата «Бао-пу-цзы» («Учитель Обнимающий простоту»), объединившим даосскую магию и оккультизм с конфуцианской этикой. Сурово осуждая Чжуан-цзы за безразличие к жизни и смерти, Гэ Хун говорил, что человек может достичь бессмертия, если он будет придерживаться определенной диеты и образа жизни.
Даосизм как идейное течение способствовал развитию в Китае протонаучных знаний.