Слайд 2
Конфуций — древний мыслитель и философ Китая.
Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и
Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун»). И это не случайно: уже в возрасте 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
Слайд 4
Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций
был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника
Шу Лянхэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу.
Слайд 5
Осознав невозможность повлиять на политику государства,
Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников
в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), и др.
Слайд 6
Ученики Конфуция по материалам высказываний и
бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»),
которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.
Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо.
Слайд 7
Учение
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём
нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии.
Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Слайд 8
Пять
постоянств
праведного
человека
Слайд 9
Жэнь
Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям»,
«человеколюбие», «милосердие». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно
его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
Слайд 10
И
И — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных
интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это
правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
Слайд 11
Ли
Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал».
Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям и
правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма
Слайд 12
Чжи
Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость»,
рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них
со стороны, в перспективе. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
Слайд 13
Синь
Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость
и добросовестность. Синь уравнове-шивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.
Слайд 15
Конфуцию приписывается редактура множества классических произведений,
однако в настоящее время большинство учёных согласны с тем,
что единственный текст, действительно представляющий его идеи, — это «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его учениками уже после смерти мыслителя.