Слайд 3
Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике, как
критерии истины и смысловой значимости.
Слайд 4
Ч. Пирс (1839- 1914 г.)
Принцип прагматизма - смысл
суждения заключается в его логических (или физических) последствиях.
"Логическое рассуждение добротно,
когда оно таково, что дает правильный вывод из верных - и никак иначе”
Слайд 5
У. Джеймс (1842-1910г.)
Философ ищет такой мир, который
подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в
любую соответственную картину мира. Темперамент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из его безукоризненно объективных предпосылок.
Слайд 6
Д. Дьюи (1859-1952г.)
Основная задача философии не в том,
чтобы, «правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в
том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни
Слайд 7
Фрейдизм
Фрейдизм — направление в глубинной психологии, названное по
имени австрийского психолога З. Фрейда . Фрейдизм является первым и
одним из наиболее влиятельных направлений в психоанализе .
Слайд 8
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939г.)
австрийский психолог, психиатр и
невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего
теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
Слайд 9
Психоана́лиз (нем Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX —
начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом а также чрезвычайно
влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории
Слайд 10
модель психического аппарата
Сознание — это одна из форм,
в которой объективная действительность отражается в психике человека.
Сознание -часть
психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное сферу.
Бессознательное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективныйконтроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.
Слайд 11
Либидо
Либидо (лат. libido — похоть, влечение, желание, страсть,
стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно
обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Термин «либидо» используется Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, и также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.
Слайд 12
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
человеческое поведение, опыт
и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
эти
влечения преимущественно бессознательны;
попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[
Слайд 13
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг — швейцарский
психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.
Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений
Слайд 14
Учение юнга о «коллективном бессознательном» и психологических типах
Ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его
значение по сравнению с психоанализом.
Слайд 15
Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая
для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур
мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом.
Слайд 16
архетип
Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и
идей.
Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной
Карлом Юнгом — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.
Слайд 17
Неофрейдизм
(др.- греч. νέος — новый + фрейдизм)
— направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX
века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.
Слайд 18
Феноменология
Феноменология (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление
в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное
описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт
Слайд 19
Феноменология
Феноменология обращает наше внимание на «человеческий фактор» как
ключ к тому, что реально существует.
Феноменологическая установка —
это убеждение, что мы никогда не доберемся до реальности, если будем объяснять жизнь и людей — ее конкретных носителей, объективно (как объект-вещь, наряду с другими вещами или телами), извне, естественнонаучными и традиционно-психологическими средствами.
Цель феноменологии — описание того, как мы изучаем опыт в терминах «сущностей» и «резонов».
Сознание — реальнейшая из реальностей
Слайд 20
Феноменология Эдмунда Гуссерля
Девиз феноменологии как метода — назад
к вещам!
Феномен - что само себя обнаруживает, предмет,
непосредственно явленный сознанию
Феномен — это идеальная сущность, идеальный смысл, обладающий непосредственной достоверностью, неопровержимой данностью, стабильной очевидностью.
Феноменология работает не с вещами, а с их смысловыми эквивалентами, содержательно-познавательными сущностями.
Слайд 21
Главная цель феноменологии заключается в том, чтобы
построить
философию как строгую науку и раскрыть «жизненный мир»,
т.е.
мир повседневной жизнедеятельности, как основу всякого познания
Сознание является основным предметом философии
Нужно стремиться выделить «чистое», т.е. допредметное,
досимволичное сознание и определить его особенности.
Чтобы обнаружить «чистое сознание» необходим особый метод -
метод феноменологической редукции
ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Слайд 22
Герменевтика
Герменевтика - направление в философии, которое использует теорию
и практику, истолкования, интерпретации, понимания.
Основатель Ф. Шлейермахер
Слайд 23
Основные философские направления главных представителей герменевтики
Работы первых
герменевтов
Средневековые
теологи-схоласты
(Ф. Аквинский)
Теория Ф. Шлейермахера
Основные положения
При истолковании текста возможны
два метода –
Грамматический («дух языка») и психологический
(«дух автора»)
Герменевтика имеет смысл при родственности душ
автора и читателя
Понимание осуществляется при помощи, во-первых,
при дивинации – искусственного «вчувствования»,
«вживания» в душу автора произведения
Дивинация должна чередоваться со сравнением и
наоборот.
Слайд 24
Философский мистицизм.
Под мистикой в широком смысле понимают
единство необычных («мистических») состояний психики человека и «мистицизма», то
есть «теорий», объясняющих и оправдывающих эти состояния
мистицизм утверждает, что целенаправленное изменение сознания — это и есть путь спасения, путь освобождения от зла «неистинного существования».
Слайд 25
МИСТИКА
Философская сторона
Социальная сторона
вненаучная духовная практика,
сознательно снимающая
противоположность
субъекта
и объекта познания и
деятельности. Это сотворение
уникальной
духовной реальности,
уникальной в том смысле, что
создается каждым мистиком
лично, что наряду с природной
реальностью и реальностью
культурного мира здесь
утверждается существование
специфически иной, третьей
реальности, явно не имеющей
характеристик трансцендентного
Бога традиционных религий
способ решения жизненных проблем,
в том числе обретения нравственного
смысла жизни, проблем
психологической адаптации и
собирания себя в личностную
целостность, проблем, связанных
с психическими травмами и
страхами, когда отсутствуют
общепринятые средства их решения.