Слайд 2
Кита́йская филосо́фия является частью восточной философии. Её влияние
на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно
влиянию древнегреческой философии на Европу.
Слайд 3
Суть учения:
Рассматривая всё сущее как единство противоположных
начал – мужского – Ян и женского – Инь,
китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.
Слайд 4
Отличия от западной философии:
цельное( холическое) восприятие вместо аналитического;
периодичность процессов вместо их статичности, линейности.
Слайд 6
Предыстория китайской философии (до 6 века до н.
э.)
религиозно-мифологическое мировоззрение;
зооморфный характер богов;
«воля неба» постигается через гадания, предзнаменования;
культ
предков (влияние духов умерших на жизнь и судьбы потомков).
Слайд 7
Мыслители той эпохи:
Ши Бо (8 век до н.
э.) выдвинул понятие гармонии (хэ);
Цзинь Ши Мо (8 век
до н. э.) выдвинул идею «парности» всех вещей;
Философские идеи и термины того времени стали важнейшими понятиями китайской философии.
Слайд 8
Древняя китайская философия (6 – 2 вв. до
н.э.)
бурная идеологическая борьба различных философско-политических и этических школ;
«золотой век
китайской философии»: зарождаются понятия, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейших времён.
Слайд 9
Основные философские школы:
даосизм: Вселенная является источником гармонии. Представители:
Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;
конфуцианство: правитель и его чиновники должны
управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
моизм: усовершенствования общества через знание. Представители: Мо Ди, Мэн Шэн;
школа законников (легизм): равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Представители: Ли Куй, Шан Ян;
школа инь-ян: Инь и Ян – «два образца» рождённые «Великим Пределом». Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
Слайд 10
Средневековый период китайской философии (2 в. до н.
э. – 10 в. н.э.)
полемика между конфуцианством, легизмом и
даосизмом. Конфуцианство одерживает верх;
проникновение буддизма (1 век н. э.);
Слайд 11
Выдающиеся мыслители Средневекового периода:
Дун Чжунш – философ и
государственный деятель;
Ян Сюн – философ-конфуцианец, литератор и филолог;
Чжан Хэн
– развитие астрономии, механики, географии;
Сыма Цянь – автор первой всеобщей истории Китая;
Вэй Бояна – философ, алхимик, автор сочинения «Цань тун ци», в котором были изложены основные принципы даосской алхимии.
Слайд 12
Новое время китайской философии (с 1000 года н.э.)
догматизация
конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного
почитания;
проникновение в китай христианства;
гонение на даосистов.
Слайд 13
Философы Нового времени:
Ван Янмина – посредник между даосизмом
и конфуцианством;
Чжан Цзая – основоположник неоконфуцианства, автор учения о
«Великой пустоте»;
Гу Яньу – основатель учения о естестве;
Тань Сытун – поэт, деятель реформаторского движения.
Слайд 14
Китайские философы 20 века:
Гу Хунмин, Сунь Ятсен,
Фэн Юланя – ведут борьбу за чистоту китайской философии;
Ай
Сыци (1910 – 1966) – популялизатор марксистской идеологии в Китае;
Хоу Вайлу (1903 – 1987) – историк и философ.