Слайд 2
История культуры российской цивилизации
Зародилась
в IX-XI в. в рамках христианской цивилизации в ходе
образования государства у восточных славян и приобщения их к православию.
Кто такие русские?
Слайд 3
Общие черты древнерусской цивилизации и традиционного европейского общества
Христианские
ценности;
Городской «титульный» характер культуры;
Преобладание земледельческого производства;
«Военно-демократический» характер генезиса государственной
власти;
Отсутствие поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством.
Слайд 4
Общие черты Древней Руси с традиционным обществом азиатского
типа
Отсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических классов;
Господство
принципа централизованной редистрибуции, при которой власть рождала собственность;
Автономность общин по отношению к государству;
Эволюционный характер общественного развития.
Слайд 5
Субкультуры древнерусской цивилизации
- Южная субкультура (Киевская Русь);
-Юго-западная субкультура
(Галицко-волынские земли);
- Новгородская субкультура;
Северо-восточная субкультура;
Московское царство – наследница, но
не преемница Северо-восточной Руси
Слайд 6
Факторы, обусловившие специфику русской культуры
Природно-географические факторы (по И.Ильину)
а)
особенности национального характера, сформировавшиеся под воздействием «бремени суровой природы»:
способность
интенсивно трудиться в течении непродолжительного отрезка времени;
«навалиться всем миром» для спасения урожая, для борьбы со стихией;
игра на удачу, надежда на авось.
Слайд 7
б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием «бремени
обширных территорий»:
- Экстенсивный способ развития экономики;
Русскому человеку не свойственны
бережливость, рачительность;
Широта русской души;
Разобщенность русского этноса.
П.Я.Чаадаев «Географический фактор причина нашего умственного бессилия»
С.М.Соловьев – наказание «истории мачехи»
Н.А.Бердяев «Необъятные просторы России тяжелым гнетом легли на душу русского народа…»
Слайд 8
в) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием фактора
многонациональности
Национальная терпимость;
Русский человек успешно адаптируется в чужой социокультурной среде;
С.Е.
Крыжановский «Коренная Россия не располагает запасом культурных и нравственных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро».
Проблемы межнациональных отношений и пути их решения.
Слайд 9
г) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием геополитического
фактора
Бинарность – обозначение двойственности русской культуры, которая складывается из
двух полярных позиций при отсутствии срединой;
Вариативность – постоянное присутствие ситуации выбора;
Дискретность (прерывистость) – сочетание культурных прорывов с длительными периодами культурного застоя.
Слайд 10
д) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием православия
Мироощущение
избранности и отчужденности с падением Константинополя в середине XV
века. (Москва – третий Рим);
Доминирующее в русской культуре коллективное начало (соборность).
Долготерпение;
Особая трудовая этика;
Правовой нигилизм.
Слайд 11
Добродетели западного человека:
- Энергичность и интенсивность;
- Мода и
сенсация.
Добродетели восточного человека:
Точная середина и посредственность;
Бесшумность и увядание.
Добродетели русского
человека:
Пассивность и терпеливость;
Консерватизм и гармония.
Слайд 12
Концепция культурных архетипов
Концепция культурных архетипов основывается на представлениях
о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности
людей.
Центральным моментом учения К.Юнга является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное, воплощенное в архетипах.
Слайд 13
Коллективное бессознательное:
-хранилище скрытых следов человечества;
отражение опыта предыдущих
поколений;
не зависит от индивидуального опыта носит врожденный характер, передается
вместе со структурой головного мозга по наследству;
воплощается в архетипах -общечеловеческих первообразах.
Слайд 14
Архетип – это архаические культурные первообразы, представления-символы о
человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации,
задающие образцы жизнедеятельности людей, «проросшие» через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры.
Слайд 15
Архетипы могут рассматриваться содержательно как архаические образы и
переживания, а функционально – как первичные формы адаптации человека
к окружающему миру.
Общее в трактовке архетипов (К.Юнг)
Проявляются в результате бессознательной деятельности в форме первообразов-символов;
Недоступны непосредственному наблюдению, воспринимаются человеком только интуитивно, противостоят сознанию.
Слайд 16
Центральные архетипы
Архетип персона – социальная роль производить впечатление,
утаивать истинную сущность.
Архетип тень – подавленная животная сторона личности.
Архетип
герой, Бог, смерть, мать.
Зачем изучать архетипы?
Чтобы понять логику и смысл поведения людей.
Слайд 17
Ключевые ценности в русском культурном архетипе
Совесть – это
способность индивида осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельные моральные обязательства. Совесть
у русского человека выступает ни как средство предотвращающее дурные поступки, а как источник страдания после их совершения.
Слайд 18
Ответственность – форма контроля человека за своей деятельностью.
Ответственность у русского человека направлена не на результат, а
на следование стандарту деятельности, внешнему предписанию. Стремление русского человека уйти от индивидуальной ответственности. Внутренняя безответственность порождает непредсказуемость русского человека, и поэтому он боится настоящего и живет больше прошлым или будущим.
Слайд 19
Справедливость у русского человека – искание Божьей Правды,
как общественное равенство и безмятежное блаженство, основанное на любви,
единении и согласии.
Богатые – источник неправды. Утверждение справедливости русский человек связывает с «государем», наделяя его долгом заботится о своих подданных. Равенство понималось как равенство в доходах, распределении и потреблении.
Слайд 20
Свобода – не является для русского человека самоценностью
и самоцелью, а рассматривается как средство достижения справедливости. Понятие
«свобода» вытесняется понятием «воля» как свободы лишь для себя и безразличие к чужой свободе. Свобода как своеволие.
Слайд 21
Труд в культурном русском архетипе вытеснен на периферию
ценностных ориентаций. Не было мотивации труда, которая есть у
свободного человека собственника. Двойственное отношение к труду у русского человека: - «труд на дядю» и «труд на себя».