Слайд 2
План лекции:
Понятие бытия и его основные формы.
Категория бытия
в истории философии.
Категория материи. Изменение представлений о материи в
философии и науке.
Движение и развитие как атрибуты материального бытия.
Пространствено-временная организация бытия.
Слайд 3
1. Понятие бытия и его основные формы.
Онтология
– учение о бытии.
Бытие - все сущее (существующее): природа,
общество, мышление, все материальное и идеальное. Оно изменчиво, его части диалектически взаимосвязаны между собой.
Слайд 4
Понятие бытия и его основные формы
В основе бытия
лежит объединяющее начало.
Субстрат – «То, из чего все
сделано»
Субстанция (лат.) – сущность, то, что лежит в основе.
Слайд 5
1. Понятие бытия и его основные формы.
1. Бытие
неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы.
2. Бытие человека.
3.
Бытие идеальное. Как единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений.
4. Бытие социальное.
Слайд 6
2. Категории бытия в истории философии.
Античная философия
(11 в. До н. э. – 5-6 вв. н.
э.).
Натурфилософия.
Античный атомизм.
Платон.
Аристотель.
Слайд 7
Онтология античной философии. Натурфилософия.
Поиск "первопричины" - по-гречески
"архе", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего как
его основы, сущности.
Под субстратом или первоначалом мира понимали:
— воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.— воздух: Анаксимен, воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду.
— апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении;
— огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь – логос.
атомы и пустота – Демокрит, Левкипп.
Слайд 8
Античная онтология
Парменид. Важнейшее определение бытия - постижимость его
разумом: то, что можно познать только разумом есть бытие,
чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует ". -Утверждается тождество бытия и мышления. Бытия - это то, что есть всегда, что едино и неделимо, что неподвижно и непротиворечиво, "как и мысль о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme).
Слайд 9
Античная онтология. Платон.
Идеалистическая система. Бытие как вечное и
неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие
для Платона - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей («эйдосов").
Вещи существуют только в силу причастности этим сущностям.
Слайд 10
Античная онтология. Аристотель.
Признание единичного бытия вещи как
субстанции (сущности). Благодаря сущности вещь существует самостоятельно, сама по
себе. Единичное бытие представляет конкретное единство материи и формы.
Основа бытия - единичное существование содержит в себе четыре причины: материальную (то, из чего вещи состоят, их субстрат), формальную (благодаря чему образуется облик вещи, ее сущность), действующую (источник возникновения и движения, превращения возможности в действительность) и целевую (то, ради чего производятся изменения, конечное предназначение).
Слайд 11
Средневековая онтология.
Периодизация: 4 – 14 век н.
э.
Принцип креационизма.
Проблема универсалий. Концептуализм (существование общего вне и
внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Слайд 12
Онтология Нового Времени.
Периодизация эпохи нового времени: 15
– 17 вв. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Лейбниц, Спиноза.
Дж. Локк, Т. Гоббс).
Концепция бытия, которая обосновывала бы научные знания и развитие науки. Понятие бытия здесь осмысливается в контексте анализа сознания познающего субъекта и субстанциональных основ, гарантирующих, в конечном счете, объективность (истинность) получаемого знания.
Слайд 13
Онтология Нового Времени
Дуализм Р. Декарта.
Плюрализм Лейбница.
Пантеизм Спинозы.
Слайд 14
Онтология Нового Времени.
По Декарту,субстанциальная основа мысли о бытии
обнаруживается в чистом акте самосознания («когито»). В «когито» Я
открывает мышление как первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящую субстанцию, в то время как существование другой, материальной субстанции открывается ему опосредованно, через Бога. Мыслящая субстанция- непротяженна, неделима, поэтому является предметом метафизики.
Телесная субстанция – протяженна, делима на части, имеет форму и движется. Она составляет предмет физической науки.
Слайд 15
Онтология Нового Времени
Спиноза. Бог как субстанция – это
творящая сила, тождественная себе, в конечном счете, во всех
творениях, т.е. Бог и природа одно и то же (пантеизм), это то начало, которое исключает существование какого-либо другого начала, а, следовательно, является причиной самого себя.
Лейбниц. Под субстанцией он понимает простейшее, неделимое, неповторимое, самодостаточное, активное и способное к восприятию (перцепции) начало бытия – монаду.
Слайд 16
Онтология Классической Немецкой философии
И. Кант. Мир чувственных предметов,
созданных познающим, представляет опытную данность. Быть, по Канту, значит
актуально или потенциально присутствовать в опыте. Предмет как факт опыта не дается нашими органами чувств, а производится в результате соединения (синтеза) чувственной материи (ощущений) и априорных форм трансцендентального субъекта. В мире опыта или явлений нет места традиционным метафизическим сущностям – субстанциям души, природы. Богу. Это непознаваемые «вещи в себе».
Слайд 17
Онтология Немецкой классической философии.
Г. Гегель.
Абсолютный идеализм.
Тождество
мышления и бытия. Диалектический метод.
Слайд 18
Онтология экзистенциализма
20-21 век. Представители:. М. Хайдеггер, Ж. П.
Сартр, А. Камю, С. Кьеркегор, М. Шеллер.
Онтология, которая
ориентируется на бытие человека в мире, считая, что только через «погружение» в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное неразделимо, могут быть прояснены тайны бытия мира, ибо человеческое бытие единственное в универсуме, способное к вопрошанию Бытия.