Слайд 2
Содержание
Биография
Учение
Современное конфуцианство
Последователи Конфуция
Нравственность
Качества благородного мужа
Пять постоянств праведного
человека
Жэнь
И
Ли
Чжи
Синь
Слайд 4
Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был
потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу
Лянхэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу.
Слайд 5
Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал
в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие
по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), и др.
Учение
Слайд 6
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института
церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика
не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Слайд 7
Современное конфуцианство
Характеризуется, с одной стороны, стремлением к восприятию
западных ценностей, с другой — обращением к моральной проблематике раннего конфуцианства.
Унаследовав от предшествующего конфуцианства моральную доминанту в учении о бытии, космосе и познании, представители современного конфуцианства преобразовали ее в «моральную метафизику», сочетающую философские и религиозные идеи.
Слайд 8
Конфуцию приписывается редактура множества классических произведений,
однако в настоящее время большинство учёных согласны с тем,
что единственный текст, действительно представляющий его идеи, — это «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его учениками уже после смерти мыслителя.
Слайд 9
Последователи Конфуция
После смерти Конфуция его ученики
и последователи образовали множество направлений, которых к 3 в.
до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Главными же духовными наследниками Кун-цзы считаются два мыслителя — Мэн-цзы и Сюнь-цзы, которые предложили две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной, и неортодоксальной интерпретации конфуцианства.
Слайд 11
Чувственность
Долг
Знание
Чувство меры
Доверие
Качества благородного мужа
Слайд 12
Конфуций особо выделял две добродетели, которыми должен обладать
человек,- долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие).
Слайд 13
Сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались Конфуцием как
важные стороны морали.
Слайд 14
Конфуций считал, что правители должны заботиться о просвещении
народа. Выступал против дискриминации в обучении и воспитании и
создал первую в Китае частную школу.
Слайд 15
Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи ставились выше
интересов отдельной личности. Конфуцианство не придавало большого значения эмоциональной
привязанности.
Слайд 16
Большое значение Конфуций придавал ритуалу. В ритуале он
видит главное средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство
в бесконечную иерархию человеко-космического сообщества.
Слайд 17
Пять
постоянств
праведного
человека
Слайд 18
Жэнь
Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям»,
«человеколюбие», «милосердие». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно
его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
Слайд 19
И
И — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных
интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это
правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
Слайд 20
Ли
Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал».
Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям и
правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма
Слайд 21
Чжи
Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость»,
рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них
со стороны, в перспективе. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
Слайд 22
Синь
Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость
и добросовестность. Синь уравнове-шивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.