Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии по Демокриту и Эпикуру

Содержание

Биография ДемокритаРодился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по
Основные положения материалистического учения о душе в античной психологиипо Демокриту и Эпикуру Биография ДемокритаРодился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, Философия ДемокритаВ своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости Биография ЭпикураДревнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании Основные положения материалистического учения о душе в античной психологииПредставления о душе существовали Изменения, которые претерпевали рабовладельческая общественно-экономическая формация истории, объясняют специфику в трактовке человека, В элинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (IV — III вв. Таким образом, над миром властвуют два начала: закономерность, с которой следуют возникновение Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций. Эпикур, Лукреций, а также Управляющая часть помещается, словно в мироздании, в нашей шарообразной голове От вещей отделяются — истекают —тончайшие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы), по Представление Демокрита о чувственном познании получило развитие у Эпикура, Лукреция и стоиков. По Эпикуру, в отличие от ощущения, мышление дает знание общего в виде Проблема чувств Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал К отдельным аффектам они также применяли определение Таким образом, хотя аффект противоразумен, ибо находится в противоречии с правильными суждениями Спасибо за внимание!!!Выполнила:студентка 43 группыдефектологического факультетаЕпишева Евгения
Слайды презентации

Слайд 2 Биография Демокрита
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время

Биография ДемокритаРодился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много

своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов

(Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.
Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.
Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.


Слайд 4 Философия Демокрита
В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой

Философия ДемокритаВ своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении

зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако

полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.


Слайд 5 Биография Эпикура
Древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в

Биография ЭпикураДревнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в

котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.
От 300 произведений, которые,

как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками знания об этом философе являются также работы Диогена Лаэртского (Лаэрция) и Лукреция Кара.
Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась вМитилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.

Слайд 7 Основные положения материалистического учения о душе в античной

Основные положения материалистического учения о душе в античной психологииПредставления о душе

психологии
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и

предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Художественное народное творчество: поэзия, сказки, а также религия — проявляют большой интерес к душе.
Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо, закрыв душе, выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения.
Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, выступают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть постоянного присутствия или возвращения души". Античная же психология возникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества как отражение запросов Социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени.


Слайд 8 Изменения, которые претерпевали рабовладельческая общественно-экономическая формация истории, объясняют

Изменения, которые претерпевали рабовладельческая общественно-экономическая формация истории, объясняют специфику в трактовке

специфику в трактовке человека, в том числе учения о

душе, смену аспектов и направлений в подходах к проблемам, касающимся души. Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни.
Ее отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму. Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.
Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии.
Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI —V вв. до н. э.). Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н. э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы.


Слайд 9 В элинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром

В элинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (IV — III

(IV — III вв. до н. э.) и его

школой, известной в истории под названием "Сад".
В этой школе в связи с изменением исторической ситуации центр тяжести в философии смещается с вопросов, касающихся природы, на проблемы человека, познание природы начинает занимать подчиненное место. Последователем Эпикура в Риме до I в. до н. э. был Лукреций, изложивший эпикурейское мировоззрение в философской поэме "О природе вещей".
На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы — атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум.
Потом начинается движение к отяжелению. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой образуются сначала неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек.
Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все возвращается к началу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается.
Потом следует новое образование мира, и в нем все будет происходить по тем же законам, пока все снова не будет уничтожено. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются.


Слайд 10 Таким образом, над миром властвуют два начала: закономерность,

Таким образом, над миром властвуют два начала: закономерность, с которой следуют

с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок, или

судьба, как их проявление в единичной человеческой жизни. На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.
Учение о душе Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму.
Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел.
Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение.
Когда сложные тела распадаются, маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом.


Слайд 11 Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы,

Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые

составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе;

выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерывно материально обновляется с каждым вздохом.
Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у последнего очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу.
Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается.
В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов — в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию.
Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений — печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души.


Слайд 12 Душа выступает продуктом организации тела, а не является

Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она

изначальным принципом. Она не существует вне тела.
Ограниченностью взглядов Демокрита

является количественный принцип, не позволяющий отличить психические процессы от материальных. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом.
Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

Слайд 14 Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций.

Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций. Эпикур, Лукреций, а

Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита

о душе.
По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее "происходит семь других частей души, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога.
Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до ушей; обоняние — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до языка; осязание — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до поверхности вещей, которых можно коснуться чувствами.
Из остальных частей одна называется воспроизводящей — она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон-стоик называл голосом — она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи.


Слайд 15 Управляющая часть помещается, словно в мироздании, в нашей

Управляющая часть помещается, словно в мироздании, в нашей шарообразной голове

шарообразной голове". В учении стоиков о душе проявляется рационализм,

свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью души.
Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души. 3. Учение о познании В античном атомистическом материализме различаются два вида познания — ощущение (или восприятие) и мышление.
Началом и источником познания являются ощущение и восприятие. Они дают знания о вещах: ощущение не может возникнуть от несуществующего.
Это верные знания, ощущения нас не обманывают. Самое надежное, говорит Эпикур, обращаться к чувствам внешним и внутренним.
Ошибки возникают от вмешательства разума. Демокрит называет чувственное познание "темным" родом познания.
Оно ограничено в своих возможностях, так как не может проникнуть до слишком малого, до атома, до сокровенного, по Эпикуру. В материалистическом учении Демокрита об ощущении содержится непоследовательность, связанная с различением качеств, которые существуют "поистине" (т. е. объективно) и теми, которые существуют лишь "в общем мнении" (чувственные качества).
Это различение породило большую философскую проблему первичных и вторичных качеств, развитую в Новое время (Дж. Локк, XVII в.). Восприятие рассматривалось как естественный физический процесс.


Слайд 16 От вещей отделяются — истекают —тончайшие пленочки, копии,

От вещей отделяются — истекают —тончайшие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы),

образы, идолы (эйдолы), по внешнему виду подобные самому предмету.

Они суть формы или виды вещей.
Они летают в пространстве и попадают в органы чувств, например в глаз. При этом из глаза направляется встречный поток атомов души, которые — как сотканные из тончайшего эфирного вещества щупальцы — распространяются органом зрения и улавливают — ощупывают— образы.
Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Когда поток образов изнутри сливается с потоком, идущим извне, воздух, находящийся между глазом и предметом, получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза.
Так, образ возникает без участия субъекта и лишь улавливается им. "Видим же мы вследствие вхождения в нас идолов (образов)".
Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем органы чувств. Теория Демокрита — наивный способ решения проблемы процесса восприятия, но важно, что им сделана попытка объяснить процесс восприятия материалистически вполне естественным путем.


Слайд 17 Представление Демокрита о чувственном познании получило развитие у

Представление Демокрита о чувственном познании получило развитие у Эпикура, Лукреция и

Эпикура, Лукреция и стоиков. Эпикур защищает теорию истечений, объясняет,

как происходит видение, слышание, ощущение запаха и др.
Он указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым. Лукреций останавливается на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия, способной производить ощущение, о восприятии расстояния и др.
"Чувств опровергнуть ничем невозможно", они дают истинное познание. Стоики внесли ряд новых моментов в учение об ощущении.
"Стоики говорили: когда человек рождается, его управляющая часть души подобна листу папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, и его первая запись производится чувствами.
Постигающие представления, т. е. представления, "которые у них считаются критерием всякого предмета", являются продуктом особого процесса — каталепсии, предполагающего участие разума. Продолжением ощущения является мышление.
Демокрит называет его светлым родом познания, истинным, законным познанием. Оно более тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению, скрытый от него.


Слайд 18 По Эпикуру, в отличие от ощущения, мышление дает

По Эпикуру, в отличие от ощущения, мышление дает знание общего в

знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет

охватить большее количество частных явлений — в этом его преимущество по сравнению с ощущением, которое дает единичное представление. Для Демокрита, а также Эпикура, Лукреция и стоиков характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.
Мышление сходно с ощущением по своим механизмам: в основе того и другого лежит истечение образов от предметов. "...
Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа".
Стоики различали внешнее и внутреннее мышление. Внутренний разум — это способность следить за соотношением вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение.
Образуется на основе восприятия. Внешнее мышление, или внешняя речь,— это речевое мышление, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение.


Слайд 19 Проблема чувств Чувства рассматривались в системе атомистического материализма

Проблема чувств Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с

в связи с этическими проблемами как основание для этики.
Демокрит

различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. "Удовольствие...
Есть состояние, соответствующее природе живого организма, а страдание — состояние, чуждое этой природе. Удовольствие и страдание служат критериями решений относительно того, к чему следует стремиться и чего избегать".
Целью жизни Демокрит считал "хорошее спокойное расположение духа (эвтюмия), которое не тождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью". Это состояние достигается, если сделать свои удовольствия не зависимыми от преходящих вещей, вообще "от умеренности в наслаждении и гармонической жизни".
По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и для удовлетворенного состояния необходимо избегать душевных тревог. В то же время Эпикур утверждал, что целью жизни является разумное удовольствие.
Удовольствие — это свобода от неудовольствия, бестревожность — атараксия. Между этими высказываниями нет противоречия.


Слайд 20 Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал "не

Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал

удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении...

но...
Свободу от телесных страданий и душевных тревог". Главными чувствами, нарушающими спокойствие духа, являются страх смерти и страх перед богами, от которых, якобы, зависит судьба человека.
"Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения".
Надо освободиться и от страха перед богами. Эпикур не отрицал существования богов, но призывал к правильному представлению о них.
Оно достигается теоретическим познанием "...если мы будем относиться ко всему со Вниманием, то будем правильно определять причины, вызывающие смятение и страх, и, определяя причины небесных явлений и остальных спорадически случающихся фактов, мы устраняем все, что крайне страшит отдельных людей".
По Лукрецию, чувства целиком зависят от разума. В противном случае, они вводят нас в заблуждения.
Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах. Аффекты — это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах.


Слайд 21 К отдельным аффектам они также применяли определение "неразумное",

К отдельным аффектам они также применяли определение

например, желание — неразумное стремление или поиски ожидаемого блага,

удовольствие — это неразумное возбуждение от наличного блага, скорбь — неразумное душевное сжатие от наличного зла и др. Всего стоики насчитывали 26 аффектов и в зависимости от времени и объектов, к которым они относятся, распределяли их по классам: удовольствие (радость, наслаждения, веселость); неудовольствие (печаль, страдание) и его разновидности — сострадание, зависть, соревнование, горе, смущение, обида, печаль, уныние; желание (его разновидности — потребность, ненависть, Гнев, любовь, злоба, досада); страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг, потрясение, беспокойство).
Стоики различали три стадии нарастания аффективного состояния. Под влиянием внешних воздействий наступают физиологические изменения в организме: аффекты, как и любое другое проявление души, телесны, без телесных изменений нет аффектов.
Непроизвольно наступает мнение о том, что произошло и как нужно реагировать. Это психический, но непроизвольный компонент.
Должен вмешаться разум. Возможны два случая: а) разум не дает влечению сделаться аффектом, составляя суждение о ценности происходящего с точки зрения блага или зла (благо, зло и безразличное — основные понятия этической части философии стоиков); б) если же разум слаб или отягчен обычными предрассудками, он увлекается к неправильному суждению, и тогда возникает аффект.


Слайд 22 Таким образом, хотя аффект противоразумен, ибо находится в

Таким образом, хотя аффект противоразумен, ибо находится в противоречии с правильными

противоречии с правильными суждениями разума, свое основание он имеет

в разуме, а именно в неправильном суждении. Поэтому стоики и называют страсть суждением.
Быть или не быть аффекту также зависит от разума. Поэтому, где нет разума, там нет аффектов: у детей, у животных, слабоумных, хотя у них есть естественные влечения.
Эти влечения нельзя считать аффектами, поскольку аффект основывается на неправильном суждении, Хризипп называет его ошибкой разума. Надо не допускать этой ошибки, и моральная задача, проповедуемая стоиками, сводилась не к смягчению аффектов, а безусловному их искоренению.
Абсолютно отрицательное отношение к аффектам с моральной точки зрения сочетается у стоиков с положением о наличии добрых страстей. Их три: радость, осторожность и воля.
Радость противоположна наслаждению и представляет собой разумное возбуждение; осторожность противоположна страху и представляет собой разумное уклонение (так, мудрец, не будет пуглив, но будет осторожен); воля противоположна желанию и представляет собой разумное возбуждение. Для случаев, когда аффект все же становится неизбежным, была разработана "рецептура" по борьбе с аффектами.


  • Имя файла: osnovnye-polozheniya-materialisticheskogo-ucheniya-o-dushe-v-antichnoy-psihologii-po-demokritu-i-epikuru.pptx
  • Количество просмотров: 164
  • Количество скачиваний: 0