Слайд 2
План
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
2. Критическая философия
И. Канта.
3. Идеалистическая философия
И. Фихте и Ф. Шеллинга.
4.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Слайд 3
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой
философии. Ей удалось совместить в себе почти все известные
в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии.
Слайд 5
Труды философа:
*«Мысли об истинной оценке живых сил»
*«Всеобщая естественная
теория и история неба»: дайте мне материю, и я
построю из нее мир( кантовская «формула мироздания»)
* «Единственное возможное основание для доказательства бытия Бога»: поступай в соответствии со своей моральной природой.
Слайд 6
Докторская диссертация «О форме и принципах чувственного восприятия
и интеллигибельного мира»
Мир чувственно воспринимае-мых вещей
( мир феноменов)
Мир,
постигаемый нашим разумом
(мир ноуменов)
Слайд 7
«Критика чистого разума»:
Наша ошибка – мы требуем от
разума понимания тех вещей, которые он просто не способен
осмыслить.
Каковы же способности «чистого разума»?
Слайд 8
«Априорное»,т.е. до-опытное знание. Явленное в процессе чувственного познания.
Это «категории чистого разума»: категории количества, качества, возможности, необходимости
и существования, причинности. + категории времени и пространства.
Мир феноменов
Слайд 9
Трансцендентные (запредельные) вещи и идеи: Бог, душа, целостный
мир. Мы можем ими мыслить, но не можем доказать,
их существование.
Абсолютную истину познать не возможно.
Ноумены или «вещи в себе»
Слайд 10
Первый закон: Поступай так, чтобы максима твоей воли
была основой всеобщего законодательства! То есть поступай всегда максимально по
– человечески, не делая никаких уступок себе и никак не оправдывая своих слабостей, и тогда твой поступок будет законом для всех, в том числе и для тебя самого.
Второй закон: Человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством! Нельзя использовать человека, его жизнь, его здоровье ни для каких, даже самых благородных и возвышенных целей.
Два моральных закона
Слайд 11
Фихте Иоганн Готлиб
(1762-1814)
Слайд 12
Философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма.
Вслед за Кантом считал, что философия должна быть фундаментом
всех наук. Подчеркивал значение вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства (т.н. "практической философии").
Слайд 13
Труды философа
«Опыт критики всяческого откровения»
«Наукоучение»
«Основы естественного
права»
Слайд 14
Может ли человеческий разум проникнуть в тайну бытия?
Человеческое
сознание:
«Чистое Я»- оперирует абстрактными идеями, оно само создает свои
ощущения и представления о мире.
«Эмпирическое Я»- жизненный опыт. Но не раскрывает тайны «вещей в себе».
«Инстинктивное Я» –биологическая природа человека.
Слайд 15
Огромной заслугой Фихте является развитие им учения о
диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим. Последнее представляет
собой “такой процесс созидания и познавания, которому присущ триадический ритм: полагаю, отрицаю и синтезирую .
Тезис- антитезис -синтез
Слайд 16
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)
Слайд 17
Главное сочинение Шеллинга — “Система трансцендентального
идеализма” .
Шеллинг разделяет практическую и теоретическую части философии.
Теоретическая философия трактуется как обоснование “высших принципов знания”:
1. от первоначального ощущения до творческого созерцания;
2. от созидающего созерцания до рефлексии;
3. от рефлексии до абсолютного акта воли.
Слайд 18
Практическая философия исследует проблему человеческой свободы. Свобода реализуется
через создание правового государства, и это выступает общим принципом
развития человечества. При этом специфика развития истории заключается в том, что в ней действуют живые люди, поэтому особое значение тут приобретает сочетание свободы и необходимости. Необходимость становится свободой, считает Шеллинг, когда она начинает познаваться. Решая вопрос о необходимом характере исторических законов, Шеллинг приходит к мысли о царстве “слепой необходимости” в истории.
Слайд 19
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)
Слайд 20
Великий немецкий философ-систематик, Аристотель Нового времени, идеалист, создатель
диалектики (как учения о развитии, становлении, противоречиях).
Гегель – первый
философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий самым фундаментальным образом. Он открыто заявил, что противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а "корень всякого движения и жизненности", что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство-многообразие мира.
Слайд 21
Диалектика — особая модель философского подхода к миру.
Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в
основе которой лежит единство и борьба противоположностей,
т. е. становление и разрешение противоречий. Гегель писал: “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью”.
Слайд 22
Найденные Гегелем зависимости, будучи сторонами процесса развития, характеризуют
его с разных сторон.
В результате Гегелю удается создать грандиозную
философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т. е. сфера логики.
Слайд 23
Огромна заслуга Гегеля в развитии социальной философии. Он
разработал учение о гражданском обществе, о правах человека, о
частной собственности. В своих трудах “Феноменология духа” , “Основы философии права” он показал диалектику человека и общества, универсальное значение труда. Большое внимание уделял выяснению механизма товарного фетишизма, природе стоимости, цены и денег.